§ 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
В начале XXI в. не принято вспоминать о таком явлении, как колониализм. Между тем трудно понять современный мир, соотношение в нем различных сил, сложные клубки противоречий без обращения к той эпохе, когда происходили открытие и разработка золотых и серебряных приисков в Америке, где шло массовое истребление туземного населения, взамен которого завозились темнокожие рабы из Африки. Америка, Азия, Африка стали континентами, на которые была направлена жесткая, целеустремленная колониальная экспансия европейских наций. Европа быстро развивалась, богатела, могла многое себе позволить за счет жесточайшего колониального грабежа в заморских землях.
«Варварство и бесстыдные жестокости так называемых христианских рас, совершавшиеся во всех частях света по отношению ко всем народам, которые им удавалось поработить, превосходят все ужасы, совершавшиеся в любую историческую эпоху любой расой, какой бы она ни была дикой и невежественной, безжалостной и бесстыдной», – оценивали «цивилизаторскую миссию» европейских стран исследователи процесса становления и развития капитализма К. Маркс и Ф. Энгельс[142].
Жестокая эксплуатация природных и трудовых ресурсов колонизируемых стран стала главным источником обогащения европейской буржуазии.
После первой заокеанской экспедиции Христофора Колумба в 1492 г. началось завоевание и колонизация Западного полушария европейцами. Основные территории Южной и Центральной Америки, а также Мексика в конце XV– первой половине XVI в. вошли в состав первых колониальных империй Испании и Португалии. Трехвековой колониальный период (до начала XIX в.) означал нарушение естественного хода развития традиционного индейского общества. Древние индейские цивилизации (см. выше) были уничтожены. Значительная часть местного индейского населения подверглась беспощадному истреблению.
Состав населения Латинской Америки в течение трех веков колонизации существенно изменился. В конечном счете возникли несколько расово-этнических групп. Европейские колонисты и их потомки стали называться креолами. От браков представителей европеоидной расы с индейцами произошли метисы. От браков представителей европеоидной расы с неграми-рабами, которых в больших количествах завозили в Новый Свет из Африки, возникла группа мулатов.
В результате взаимодействия разнородных в расово-этническом и культурном отношении элементов латиноамериканское общество формировалось как смешанное, стало своеобразным этнокультурным симбиозом.
В последние десятилетия усилился интерес к изучению доколумбовых цивилизаций в Америке, обнаруживаются сохранившиеся индейские традиции, ведется речь не об «открытии Америки», а о «встрече культур». В рамках цивилизационного подхода многое говорится о приобщении Нового Света к достижениям передовой для своего времени европейской цивилизации и культуры. Однако рассуждения о межцивилизационном обмене, о последующем синтезе индоамериканской и европейской цивилизаций выглядят несколько натянутыми.
В Америке и Вест-Индии португальские, голландские, французские и особенно английские колонизаторы развернули плантационное хозяйство. Африка превратилась в кровавую арену охоты на чернокожих рабов, которых миллионами вывозили через Атлантический океан для работы на хлопковых полях.
Работорговля в Африке была известна еще в глубокой древности. Из Тропической Африки, с острова Занзибар небольшие партии рабов вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока, Египет, Индию. С VIII в. работорговля оказалась в руках арабских купцов. Рабами становились военнопленные, жертвы долговой зависимости и др. Рабы занимались сельским хозяйством, ремеслом, использовались на тяжелых строительных работах. По некоторым данным, около миллиона белых людей в разное время оказывались в рабстве.
В эпоху колониализма, «первоначального накопления капитала» размер и характер работорговли резко изменились. Первыми на лиссабонский рынок вывезли рабов португальцы в 1442 г., но до открытия Нового Света работорговля носила еще ограниченный характер. В 1482 г. на территории современной Ганы португальцы построили замок Элмина, который позже стал первым пересыльным пунктом перед отправкой африканцев на плантации Нового Света. Под покровительством Папы Римского Александра IV было подписано в 1494 г. Тордесильясское соглашение. Португалии «досталась» огромная территория от Бразилии до Юго-Восточной Азии, Испании – Америка и бассейн Тихого океана. Работорговлей занимались испанские дворяне и церковь. В XVII в. основными участниками атлантической работорговли становятся англичане, французы, а также голландцы, датчане и ганзейские купцы германских городов. В 1660 г. была основана британская фирма, которая под названием Королевской африканской компании занималась работорговлей. «Золотым веком» европейской работорговли стал XVIII в.
Рабов вывозили в основном из внутренних районов Западной Африки, бассейна реки Конго, Анголы, Мозамбика. Миллионы умирали от голода и нечеловеческого обращения во время длительных перевозок на невольничьих кораблях, в перевалочных пунктах и тюрьмах, под ударами надсмотрщиков. Сами европейцы обычно не занимались поимкой будущих рабов. Их работорговцы скупали у местных африканских правителей в обмен на оружие, алкогольные напитки и разные безделушки. Для Америки работорговля была важнейшим источником плантационного хозяйства, экспортирующего в Европу сахарный тростник, кофе, табак и другие товары.
Европейская и арабская работорговля наносила Африке невосполнимый урон. Нарушался демографический баланс, т. к. вывозилась наиболее работоспособная часть мужского и женского населения. Изъятие рабочей силы сказывалось на нормальном историческом и социально-экономическом развитии континента. По оценкам ученых, из Африки было вывезено около 100 млн человек.
С конца XVIII в. в «эпоху просвещения» в Европе возникает движение протеста против рабства и работорговли. Движение аболиционистов (противников рабства) осуждало не только расизм, но и лицемерие церковников, которые оправдывали рабство, считая, что чернокожие, которых крестили после захвата, имеют шанс спасти свои души. Юридически работорговля была запрещена в Великобритании в 1807 г., в США – в 1808 г., во Франции – в 1848 г. Фактически рабовладение сохранялось в США до Гражданской войны 1861–1865 гг. Генеральным актом Брюссельской конференции 1889–1890 гг. работорговля запрещалась и началась борьба с тайным вывозом невольников из Африки, которые колониальным странам были нужны в самой Африке. В различных формах рабство сохраняется и в наши дни.
Основным орудием первоначального накопления капитала на протяжении XVI–XVIII вв. являлись монопольные торговые компании. Голландская, французская и британская ост-индские компании были созданы под покровительством своих правительств, от которых получали практические неограниченные полномочия (карт-бланш) для действий на огромных пространствах.
Руководство компаний стравливало между собой местных правителей, навязывало им под разными предлогами выгодные для себя договоры, ставило под свой контроль хозяйственную и социальную жизнь местного населения. Установление монополии на заготовку, доставку и продажу «колониальных товаров» приносило компаниям огромные прибыли.
С течением времени интересы монопольных купеческих компаний и стоявших за ними европейских государств начали сталкиваться. Началась борьба за сферы влияния, за колониальный передел мира. Ареной многочисленных колониальных войн стали все континенты.
Лидерами колониального грабежа первоначально являлись Испания и Португалия. Однако несметные сокровища, вывозимые десятилетиями из Нового Света, сыграли с этими государствами злую шутку. Завоз в Европу большого количества золота и серебра привел к их обесценению, к европейской «революции цен». В то же время в экономике Португалии и Испании наметился застой.
К концу XVI в. колониальное могущество Испании и Португалии было подорвано Голландией и Англией. В 1588 г. в крупном морском сражении англичанами была разгромлена испанская «великая армада». Нидерландская буржуазная революция открыла путь быстрому развитию Объединенных провинций (Голландии).
С начала XVII в. Голландия захватила торговое и колониальное первенство среди государств Западной Европы. Этой сравнительно небольшой стране принадлежали обширные территории в Северной и Южной Америке, в Индонезии и на Цейлоне.
После Английской буржуазной революции 40-х гг. XVII в. английская буржуазия начала ожесточенную борьбу против Голландии за колониальное, морское и торговое первенство. Уже в войнах второй половины XVII в. Англии удалось разгромить Голландию, подорвать ее могущество, но борьба с Францией не позволила англичанам захватить главные колониальные владения голландцев.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе