§ 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
Историки по-разному датируют начало развития современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640–1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр Человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.
Первоначально Ренессанс развивался только в Италии[117]. Выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые – треченто); раннее Возрождение – XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение – с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее – до конца XVI в.
Родиной Возрождения стала Флоренция – богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского – «делаю руками»). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.
• Имена. Микеланджело Буонаротти
Микеланджело Буонаротти (1475–1564). Итальянский живописец, скульптор, архитектор и поэт. Родился в Тоскане в разорившейся семье. Учился во Флоренции, где ему стал покровительствовать местный князь Лоренцо Медичи. Во Флоренции Микеланджело изготовил статую «Давид». По заказу Папы Римского скульптор создал скульптуру «Дева Мария, оплакивающая Христа» для собора Св. Петра. Он расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане. Самой известной работой художника стала фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Эти и некоторые другие произведения одного из величайших мастеров эпохи Возрождения сохранились до наших дней.
Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в «Декамероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины носили декольте, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом[118].
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стала подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся восстановить потенцию с помощью врачей. Резко возросло количество внебрачных детей.
Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение. В литературном творчестве встречаются порнографические сюжеты. Женщины обнажили плечи и грудь. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия.
Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддержку титаны и рядовые труженики Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея «мучеником человеколюбия». Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 – около 420 г. до н. э.) приписывают афоризм «Человек есть мера всех вещей». С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки– этика, история, педагогика, поэтика, риторика.
• Инновации. Книгопечатание
Огромное значение для кардинальных изменений в духовной жизни Европы имело распространение книгопечатания. Считается, что бумагу изобрел китаец Цай Лунь около 100 г. н. э. Китайский кузнец Би Шэн в 1041–1048 г. первым изготовил литеры из глины, а в 1232 г. в Корее впервые для книгопечатания был применен шрифт из металла. Европейцы считают первопечатником немца Иоганна Гуттенберга (1399–1468). Изобретение им книгопечатного станка и появление первой книги датируют 1450 г. В течение последующих 50 лет в 260 европейских городах появилось 1500 типографий, напечатавших 40 тыс. изданий тиражом свыше 10 млн экземпляров, которые библиофилы называют инкунабулами. В 1491 г. в Кракове славянским шрифтом – кириллицей – была напечатана первая книга. В 1522 г. в Вильнюсе появилась первая славянская типография. Русским первопечатником считается Иван Федоров, выпустивший «Апостол» в 1564 г.
Книгопечатание способствовало развитию науки и культуры. «Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», – говорил выдающийся русский ученый В. И. Вернадский. Книгопечатание подорвало монопольные позиции церкви в сфере духовной жизни. Получили развитие светское образование, университеты, библиотеки, возникли новые центры духовной жизни общества. Немаловажное значение имела унификация грамматических норм языка и графических форм письма. Изготовление книг способствовало развитию изобразительного искусства в связи с появлением иллюстраций, книжных миниатюр, использованием красок и т. д. В известной мере книга проложила путь новой индустриальной цивилизации.
Возвращение гуманизма (от лат. «человеческий») происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры – трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла – нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового – сольная песня, кантата, оратория, опера.
• Имена. Уильям Шекспир
Уильям Шекспир (1564–1616), английский драматург, поэт.
Шекспир был актером королевской труппы. «Шекспировский канон» – бесспорно принадлежащие его перу пьесы – составляют 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Укрощение строптивой» (1593), «Сон в летнюю ночь» (1596), «Много шума из ничего» (1598). Широкую известность приобрели трагедия о любви и верности ценою жизни «Ромео и Джульетта» (1595), исторические хроники «Ричард III» (1593), «Генрих IV» (1597–1598), трагедии «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король Лир» (1605), «Макбет» (1606), «римские трагедии» «Юлий Цезарь» (1599), «Антоний и Клеопатра» (1607), «Кориолан» (1607), лирико-философские «Сонеты» (1592–1600). В произведениях Шекспира получили отражение нравственные, общественные и политические конфликты эпохи. Герои Шекспира вступают в противоборство с судьбой и обстоятельствами, руководствуясь своими идеями и страстями. Поиски оптимистического решения конфликтов нашли свое выражение в романтических драмах «Зимняя сказка» (1611), «Буря» (1612).
Произведения У. Шекспира многократно ставились на театральных подмостках во всех уголках мира, экранизировались.
В XVI в. Возрождение охватило Германию, Францию[119], Нидерланды, Испанию, Англию, Венгрию, Чехию, Польшу. Выдающийся философ Эразм Роттердамский видел в Возрождении не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения, связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Гуманистические идеи свободы, равенства, справедливости были положены в основу идеального общества без частной собственности, которое нарисовал в своей «Утопии» англичанин Томас Мор. Другой англичанин, Уильям Шекспир, в своих комедиях, трагедиях, исторических хрониках создал яркие образы жизнелюбивых, страстных, энергичных людей «ренессансного типа», как стали говорить значительно позже[120].
Эпоха Возрождения во многих странах породила выдающихся людей, имена которых навсегда вошли в мировую культуру[121]. Многие отрасли человеческого творчества получили мощный толчок в своем развитии.
Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т. д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Н. Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Д. Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд А. Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал положение о наличии легочного круга кровообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.
• Имена. Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452–1519), великий художник, математик, механик и инженер.
Леонардо – незаконный сын нотариуса из маленького тосканского города Винчи. Предложил конструкцию автоматической самопрялки (вновь изобретена в XIX в.), создал проект каналов с раскрывающимися шлюзами, которые впервые изобрел. В Милане стал герцогским инженером. Всю жизнь занимался пересмотром всей системы наук. Изучал падения тел под действием силы тяжести, наклонную плоскость, работу блока, теорию свода и провисания нити. Заложил основы физической и биологической оптики, гидро– и аэродинамики. Осуществлял анатомические вскрытия и оставил сотни зарисовок, правильно отображавшие внутреннее строение человека. Считается создателем геологии, первым проанализировал строение Земли и дал правильное объяснение происхождению ископаемых. Стал автором нескольких гениальных художественных полотен («Джоконда» в Лувре во Франции).
Большинство проектов остались не завершенными. По-видимому, являясь бастардом (внебрачным ребенком), страдал комплексами, был гомосексуалистом, потомства не оставил. Умер во Франции.
- Владимир Валентинович Фортунатов «История мировых цивилизаций»
- Раздел 1 Мир древнейших цивилизаций
- Глава 1 Классификация и особенности древних цивилизаций
- § 1. Общая характеристика древнейших цивилизаций
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2 Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
- Глава 1 Генезис феодального общества
- § 1. У истоков христианства
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)
- Глава 1Революции и реформы в становлении западной цивилизации
- § 1. Английская буржуазная революция
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4в гонке за лидерство: мировое развитие во второй половине XIX – первой половине XX вв
- Глава 1Реформы на службе государств, правительств и народов
- § 1. Формирование материальной основы современной цивилизации
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5 Альтернативы и модели мирового развития в эпоху научно-технической революции
- Глава 1 Начало и особенности современной научно-технической революции
- § 1. Крах колониализма
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе