Что означает понятие социология
а) учение об обществе как целостной системе.
б) наука, изучающая человека.
в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.
3. Что утверждает социологическая концепция технократизма?
а) неизбежность подчинения биологической цивилизации механической и электронной.
б) необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, осуществляемых в интересах всего общества.
в) необходимость подчинения всей жизни общества научному прогнозированию и регуляции
4. Что понимается под социальной группой?
а) любая совокупность индивидов, объединенных общим интересом.
б) совокупность людей, различающихся по их лицу в исторически определенной системе общественного производства.
в) объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении.
5. Кто является автором концепции стадий экономического роста?
а) А. Тойнби.
б) О. Шпенглер.
в) У. Ростоу.
6. Кем были заложены основы современного подхода к социальной стратификации?
а) М. Вебером.
б) Дж. К. Гэлбрейтом.
в) Р.Ароном.
7. Какого известного социолога на Западе называют «великим буржуазным антиподом» К.Маркса?
а) М. Вебера.
б) Э. Дюркгейма.
в) О. Шпенглера.
8. Когда впервые появился термин «социология»?
а) в XVIII в.
б) в XIX в.
в) в XX в.
9. Кто является основоположником социологии как науки?
а) Платон
б) О. Конт
в) Э. Дюркгейм
10. Что относится к объектам социологического исследования?
а) социальные институты, социальные связи, социальные отношения и способ их организации
б) социальные институты, социальные общности, социальные связи
в) личности, социальные взаимодействия, социальные отношения и способ их организации
11. Что является предметом социологического исследования?
а) социальные институты, социальные общности, личности
б) социальные связи, социальные взаимодействия, социальные институты
в) социальные общности, социальные институты, социальные связи
12. Какие из перечисленных функций относятся к функциям социологии?
а) гуманистическая и идеологическая
б) познавательная и прогностическая
в) все перечисленные
13. Какая из функций социологии способствует совершенствованию общественных отношений?
а) прикладная
б) гуманистическая
в) идеологическая
14. Назовите известного русского социолога XIX в., автора концепции локальных цивилизаций?
а) Н. Михайловский
б) К. Леонтьев
в) Н. Данилевский
15. Назовите имя известного русского социолога, высланного из России в 1922 г.?
а) П. Сорокин
б) П. Милюков
в) К. Леонтьев
16. Как назывался один из первых трудов П. Сорокина, вызвавший бурную реакцию в 1922 г. в Советской России?
а) «Система социологии»
б) «Динамика»
в) «Современные социологические теории»
17. Русский социолог П. Сорокин считал, что любое общество можно понять и оценить через призму четырех универсальных категорий:
а) Вера, Надежда, Любовь, Человечность.
б) Производительные силы, производственные отношения, классовая борьба, диктатура пролетариата.
в) Истина, Красота, Добро, Польза.
18. Что включает в себя понятие социальная организация?
а) это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей
б) это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и общностей, включенных в совместную деятельность
в) это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи и отношения
19. Какими признаками характеризуются социальные группы?
а) высокой сплоченностью
б) устойчивым взаимодействием
в) обоими
20. Что является источником развития индивида, наиболее полным воплощением всех человеческих качеств?
а) человек
б) индивид
в) личность
21. Что понимают в социологии под термином «девиантное поведение»?
а) поведение человека в экстремальной ситуации
б) негативное поведение
в) состояние аффекта
22. У какого из перечисленных методов сбора данных объектом может быть содержание газет, фильмов, публичных выступлений?
а) наблюдение
б) анкетирование
в) конспект-анализ
23. К какой части программы относятся следующие этапы?
– составление плана исследования
– описание методов и техники сбора данных
а) методологическая часть
б) экспериментальная часть
в) процедурная часть
24. Какое из видов социологического исследования имеет общие предмет и метод, но различные объекты?
а) Повторное.
б) Сравнительное.
в) Панельное.
25. Что включает в себя понятие «социальный институт»?
а) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности
б) это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, отношения
в) это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и общностей, включенных в совместную деятельность и выполняющих определенные социальные функции
26. Какое из нижеприведенных положений относится к теории позитивизма О. Конта?
а) человек диктует свои условия обществу
б) человек развивается по законам, которые диктует общество, а не как отдельная личность
в) ничего из вышеперечисленного
27. Из какого компонента, по мнению О. Конта, состоит социология?
а) социальная статика и социальная динамика
б) социальная динамика
в) социальная статика
28. Г. Спенсер был сторонником теории
а) развития общества эволюционным путем
б) развития общества революционным путем
в) ничего из вышеперечисленного
29. Назовите сторонника теории, в основе которой лежит принцип материального фактора исторического развития
а) О. Конт
б) Г. Спенсер
в) К. Маркс
30. По мнению М. Вебера
а) социология должна основываться на научных суждениях
б) социология может основываться на опыте одного человека
в) ничего из вышеперечисленного
31. Э.Дюркгейм был
а) сторонником идей Вебера
б) противником его идей
в) по некоторым вопросам был не согласен с Вебером
32. Основным принципом марксистской социологии является
а) сведение индивидуального к социальному
б) сведение социального к индивидуальному
в) оба варианта не верны
33. В конфликтологической социологии конфликты между социальными группами понимаются как
а) отрицательное явление, конфликты разрушают общество
б) естественное состояние общества: социальная жизнь есть нескончаемый процесс борьбы за власть
в) конфликты рассматриваются как положительное явление, конфликты заставляют общество прогрессировать
34. Кто возглавлял школу «структурного функционализма»
а) Г. Спенсер
б) Р. Мертон
в) Т. Парсонс
35. Основное положение «теории обмена»
а) поведение людей есть постоянный обмен ценностей
б) зависимость людей друг от друга заставляет их взаимодействовать
в) оба варианта
36. Кто является представителем российской социологии ХХ в.?
а) де Роберти
б) Сорокин
в) Ковалевский
37. Кто был основателем теории социальной мобильности и стратификации?
а) Ковалевский
б) Сорокин
в) оба
38. Какие из приведенных утверждений относятся к принципам неопозитивизма?
а) социология должна зависеть от связи с идеологией
б) социологические явления подчиняются своим собственным законам
в) теория должна быть подтверждена практикой
39. Социальный институт – это
а) специфическое образование, выполняющее общественно-значимые функции
б) образование, обеспечивающее достижение относительно устойчивых социальных связей и отношений в рамках социальных организаций общества, сложившихся в результате совместной деятельности людей
в) все из перечисленного
40. К основным чертам, характеризующим социальный институт, относятся
а) непостоянство
б) прочные взаимоотношения между участниками социальных отношений
в) оба варианта не верны
41. Какие из теорий относятся к теориям личности?
а) теория З. Фрейда
б) теория бихевиоризма Г. Спенсера
в) все
42. Личность в социологии понимается как
а) совокупность биологических, физических и психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность
б) продукт социализации
в) оба варианта не верны
43. Для нормального развития личности необходимы
а) социальная среда и воспитание
б) социальная среда
в) воспитание
44. По мнению К. Маркса основание вертикального расслоения общества является
а) наличие высшего образования
б) обладание собственностью
в) обладание родовым титулом
45. Социальная мобильность – это
а) способность людей к общению друг с другом
б) переход из одних социальных групп в другие
в) оба варианта не верны
46. Мобильность бывает
а) вертикальной
б) горизонтальной
в) оба варианта
47. Какие из перечисленных свойств являются признаками общества?
а) территория
б) автономность и высокий уровень саморегуляции
в) способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей
48. Кто рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия, выделяя 4 вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное?
а) М. Вебер
б) К. Маркс
в) Э. Дюркгейм
49. Какая из теорий развития общества принадлежит О. Шпенглеру?
а) теория циклического развития
б) теория социального изменения
в) нет правильного варианта
50. Общество воспроизводит, организует неравенство по нескольким основаниям:
а) по уровню богатства и дохода и по уровню обладания политической властью
б) по уровню социального престижа
в) оба варианта
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы