logo
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 9. Бытие и человеческое существование

Онтология как философское учение о бытии. Разнообразие форм бытия: природа (бытие предметного мира); бытие человека; бытие социального («социальная онтология»); бытие духовного. «Материя» и «дух» как фундаментальные категории бытия. Разновидности онтологии: материалистическая онтология, объективно-идеалистическая онтология. Монистические и плюралистические концепции бытия. Структурные единицы бытия: вещи, свойства, отношения, события, процессы. Существование и сущность, закон. Мир как реальность и модельный характер картин мира. Мифологические, религиозные, философские и научные «картины мира».

Движение и развитие. Модели развития. Диалектика бытия, всеобщие законы развития и основные категории диалектики. Категории как всеобщие характеристики бытия. Детерминизм, единство причинных и непричинных типов обусловленности. Системность бытия и структурные уровни его материальной организации: неорганическая природа, живая природа (от молекул и клеток до биосферы), социум (от индивидуума и семьи до этносов и человечества в целом). Пространство и время физическое, социальное и психологическое. Отражение в неживой и живой природе. Теории происхождения жизни: креационизм, эволюционизм.

Человек в современной картине мира. Концепции антропогенеза. Эволюционно-биологические, социальные и культурно-исторические предпосылки развития психики. Сферы бытия человека: природная, психическая, языковая и предметно-деятельностная. Единство возникновения человека, общества, трудовой деятельности, языка и мышления. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Взаимосвязь телесного и духовного, биологического и социального в человеке.

«Природа» человека как данность и «заданность». Человеческая субъективность и её компоненты: потребности, желания и страсти, влечения и эмоции, разум, воля и память, интуиция и мистические переживания. Основные потребности человека: (1) физиологические (потребности в пище, воде, воздухе, движении, отдыхе и др.); (2) потребности в безопасности; (3) потребность в сопричастности, любви, солидарности и благополучии; (4) потребность в самоуважении и признании; (5) потребность в самоактуализации и самореализации. Соотношение бессознательного и сознания. Бессознательное как психический источник сознания. Интегративная структура сознания.

Основные качества сознания: инструментальность (когнитивные и коммуникативные структуры); системность (целостность и связанность чувственных, мыслительных, ценностно-оценочных, волевых, мнемических структур, воображения и интуиции); направленность (на внешний или внутренний мир бытия человека); эпистемические качества (состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.). Роль волевой регуляции в в жизнедеятельности человека, в общении и в опыте познания (определение целей, выбор, принятие и реализация решений). Мнемические структуры сознания: ретроспективные, репрезентативные и проспективные структуры.

Взаимосвязь языка и сознания. Функционирование языка в сознании сообразно потребностям и целям человека в повседневной жизни и общении, в познании и оценке. Роль языка в формировании мировоззрения людей. Основные функции языка: (1) репрезентативная функция (обозначение, замещение и обобщение предметного мира); (2) номинативная функция (распознавание, называние и сообщение сведений о предметах); (3) экспрессивная функция (выражение отношения человека к миру и другому человеку); (4) коммуникативная функция (средство общения).

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Бытие как проблема философии. Сферы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия.

  2. Особенности религиозных, философских и научных картин мира.

  3. Философские представления о материи, движении, пространстве и времени. Движение и Развитие. Прогресс и регресс.

  4. Прокомментируйте концепцию антропогенеза.

  5. Выделите основные компоненты интегративной структуры сознания.

  6. Охарактеризуйте взаимосвязи языка и сознания.

  7. Определите основные функции языка.