Тема 9. Бытие и человеческое существование
Онтология как философское учение о бытии. Разнообразие форм бытия: природа (бытие предметного мира); бытие человека; бытие социального («социальная онтология»); бытие духовного. «Материя» и «дух» как фундаментальные категории бытия. Разновидности онтологии: материалистическая онтология, объективно-идеалистическая онтология. Монистические и плюралистические концепции бытия. Структурные единицы бытия: вещи, свойства, отношения, события, процессы. Существование и сущность, закон. Мир как реальность и модельный характер картин мира. Мифологические, религиозные, философские и научные «картины мира».
Движение и развитие. Модели развития. Диалектика бытия, всеобщие законы развития и основные категории диалектики. Категории как всеобщие характеристики бытия. Детерминизм, единство причинных и непричинных типов обусловленности. Системность бытия и структурные уровни его материальной организации: неорганическая природа, живая природа (от молекул и клеток до биосферы), социум (от индивидуума и семьи до этносов и человечества в целом). Пространство и время физическое, социальное и психологическое. Отражение в неживой и живой природе. Теории происхождения жизни: креационизм, эволюционизм.
Человек в современной картине мира. Концепции антропогенеза. Эволюционно-биологические, социальные и культурно-исторические предпосылки развития психики. Сферы бытия человека: природная, психическая, языковая и предметно-деятельностная. Единство возникновения человека, общества, трудовой деятельности, языка и мышления. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Взаимосвязь телесного и духовного, биологического и социального в человеке.
«Природа» человека как данность и «заданность». Человеческая субъективность и её компоненты: потребности, желания и страсти, влечения и эмоции, разум, воля и память, интуиция и мистические переживания. Основные потребности человека: (1) физиологические (потребности в пище, воде, воздухе, движении, отдыхе и др.); (2) потребности в безопасности; (3) потребность в сопричастности, любви, солидарности и благополучии; (4) потребность в самоуважении и признании; (5) потребность в самоактуализации и самореализации. Соотношение бессознательного и сознания. Бессознательное как психический источник сознания. Интегративная структура сознания.
Основные качества сознания: инструментальность (когнитивные и коммуникативные структуры); системность (целостность и связанность чувственных, мыслительных, ценностно-оценочных, волевых, мнемических структур, воображения и интуиции); направленность (на внешний или внутренний мир бытия человека); эпистемические качества (состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.). Роль волевой регуляции в в жизнедеятельности человека, в общении и в опыте познания (определение целей, выбор, принятие и реализация решений). Мнемические структуры сознания: ретроспективные, репрезентативные и проспективные структуры.
Взаимосвязь языка и сознания. Функционирование языка в сознании сообразно потребностям и целям человека в повседневной жизни и общении, в познании и оценке. Роль языка в формировании мировоззрения людей. Основные функции языка: (1) репрезентативная функция (обозначение, замещение и обобщение предметного мира); (2) номинативная функция (распознавание, называние и сообщение сведений о предметах); (3) экспрессивная функция (выражение отношения человека к миру и другому человеку); (4) коммуникативная функция (средство общения).
Вопросы для самостоятельной работы
-
Бытие как проблема философии. Сферы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия.
-
Особенности религиозных, философских и научных картин мира.
-
Философские представления о материи, движении, пространстве и времени. Движение и Развитие. Прогресс и регресс.
-
Прокомментируйте концепцию антропогенеза.
-
Выделите основные компоненты интегративной структуры сознания.
-
Охарактеризуйте взаимосвязи языка и сознания.
-
Определите основные функции языка.
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы