Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
Новая династия московских царей. Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление хозяйства. «Урочные лета». Усиление самодержавия. Смоленская война (1632–1634). Воевода М.Б. Шеин. Польский король Владислав. Поляновский договор (1634). «Азовское сидение».
Правление царя Алексея Михайловича (1645–1676). Правительство Б.И. Морозова. Торговый устав А.Л. Ордин-Нащокина. Городские волнения (1648–1651). Соляной бунт в Москве (1648). Земский собор 1648–1649 гг. Соборное Уложение 1649 г. Оформление крепостного права. «Медный бунт» в Москве (1662). Восстание (Крестьянская война) Степана Разина (1670–1671).
Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Земский собор 1653 г. Переяславская Рада.
Церковная реформа (1653–1656). Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Споры никониан и «ревнителей древнего благочиния». Церковный раскол. Соловецкое восстание (1668–1676). Русская православная церковь и старообрядчество. Латинобоязнь.
Правление Федора Алексеевича (1676–1682). Боярин А.С. Матвеев. Уничтожение местничества (1682). Стрелецкий мятеж 1682 г. Цари Петр и Иван. Двоевластие и правление царевны Софьи (1682–1689). Движение раскольников. Казнь Хованских. Князь В.В. Голицын и его политика. «Вечный» мир с Польшей (1686). Походы на Крым (1687, 1689). Думный дьяк Ф.Л. Шакловитый. Падение царевны Софьи. Казнь Шакловитого с товарищами. Ссылка В.В. Голицына.
Вопросы для самостоятельной работы
-
Можно ли государственный строй России XVII в. назвать самодержавным?
-
Что послужило причинами Медного и соляного бунтов? В чем особенность городских восстаний XVII в.?
-
Какое политическое, экономическое, социальное и юридическое значение имело Соборное Уложение 1649 г.?
-
В чем причины и суть проведенной патриархом Никоном церковной реформы 1653 г.? Насколько эти преобразования затрагивали основы русской православной церкви? Что отстаивали защитники старой веры?
-
Каковы причины, движущие силы, социальный состав, этапы и итоги движения Степана Разина? Было это восстание (бунт) или крестьянская война?
-
Что такое местничество? Когда оно было отменено и какое историческое значение это событие имело?
-
Чем было вызвано стрелецкое восстание 1682 г. и такое явление, как «хованщина»?
-
Испытала ли русская культура XVII в. зарубежное влияние? Велико ли оно было?
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы