5. Тесты по дисциплине «философия»
(выбирается только один ответ из четырех)
-
Время возникновения философии:
А. с возникновением цивилизации
В. с появлением основ научных знаний
С. 6 – 5 вв. до н.э.
D. 4 – 3 вв. до н.э.
-
Верно ли утверждение, что понятие «философия» больше по объему понятия
«мировоззрение»?
А…это – несовместимые понятия.
В…да, верно.
С…это – тождественные понятия.
D…нет, не верно.
-
Философией называют …
А…науку о методах познания
В…науку о законах развития общества
С…системно-рационализированное мировоззрение
D…учение о смысле жизни.
-
Какая функция философии связана с формированием ценностных ориентаций человека?
А…методологическая.
В…гносеологическая.
С…культурно-воспитательная.
D…аксиологическая.
-
Философское учение о познании называют …
А…онтологией.
В…метафизикой.
С…гносеологией.
D…философской антропологией.
-
Основной темой античной философии была тема …
А…познания.
В…первоначала.
С…государства.
D…бога.
-
Кто считается основателем древнегреческой философии?
А…Аристотель.
В…Сократ.
С…Фалес.
D…Демокрит
-
Кто сформулировал основные законы и формы логического мышления?
А…Пифагор.
В…Сократ.
С…Аристотель.
D…Гегель.
-
Кто первым разработал атомистическую концепцию бытия?
А…Лукреций Кар.
В…Демокрит
С…Эпикур
D…Фалес.
-
Кто признавал в качестве «истинного бытия» бестелесные идеи?
А…Аристотель
В…Протагор
С…Платон
D…Эпикур
-
Кто утверждал, что «человек есть мера всех вещей?»
А…Протагор
В…Сенека
С… Сократ
D…Августин
-
Антропологический «переворот» совершил …
А…Пифагор
В…Эпикур
С…Сократ
D…Августин
-
Кому принадлежит первый проект социальной утопии?
А…Плотин
В…Платон
С…Эпикур
D…Сенека.
-
Кто понимал добродетель как «золотую середину»?
А…Демокрит
В…Аристотель
С…Конфуций
D…Платон
-
В философии Средневековья преобладает …
А…антропоцентризм
В…космоцентризм
С…теоцентризм
D…социоцентризм
-
Какие утверждения присущи номинализму?
А…подлинной реальностью обладают только универсалии
В…универсалии существуют вне и до вещей
С…общие понятия есть только имена и образуются нашим умом
D…ни одно из этих утверждений не характерно для номинализма
-
В центре философии Возрождения оказался …
А…бог
В…человек
С…космос
D…общество
-
Деление философов на эмпириков и рационалистов типично для эпохи …
А…Античности
В…Средневековья
С…Нового времени
D…Новейшего времени
-
«Первичными качествами», согласно Локку, являются:
А…запах
В…вкус
С…протяженность
D…цвет
-
«Изобретателем» демократии и первым теоретиком либерализма был:
А…Ф.Бэкон
В…Т.Гоббс.
С…Руссо
D…Локк
-
Подлинно научным методом Ф. Бэкон признавал
А…экспериментальную индукцию
В…логическую индукцию
С…диалектику
D дедукцию
-
Основное понятие материалистического объяснения общества – это
А…форма правления
В…культурно-исторический тип
С…общественно-экономическая формация
D…цивилизация
-
Для современной зарубежной философии характерен
А…монизм
B…дуализм
C…пантеизм
D…плюрализм
-
Основное понятие философии В.С.Соловьева – это
А…персонализм
В…индивидуализм
С…соборность
D…всеединство
-
Становление философии естествознания в России связано с …
А…И.М. Сеченовым
В…М.В. Ломоносовым
С…Д.И. Менделеевым
D…В.И. Вернадским
-
К религиозным экзистенциалистам относятся:
А…Ж-П. Сартр
В…Т. Кун
С…К. Ясперс
D…А. Камю.
-
Переход от частного к общему есть
А…дедукция
В…индукция
С…диалектика
D…ни один из названных методов.
-
Экзистенциалисты утверждают …
А…тождество бытия и сознания
В…сущность предшествует существованию
С…без субъекта мир не существует
D…существование предшествует сущности.
-
Основное понятие философии науки И. Лакатоса – это …
А…научная картина мира
В…структура научных революций
С…исследовательская программа
D…парадигма.
-
Понятие «осевое время» ввел:
А…Юнг
В…Сартр
С…Камю
D…Ясперс.
-
Подлинный субъект истории, по Марксу – это:
А…классовая борьба
В…материальное производство
С…политические институты
D…человек.
-
Синергетика изучает:
А…упорядоченные структуры
В…механизмы систематизации объектов
С…процессы самоорганизации систем
D…все это не относится к синергетике.
-
Открытие двух видов бытия – «мира идей» и «мира вещей»
принадлежит…
А…Протагору
В…Пифагору
С…Аристотелю
D…Платону.
-
Идея о неисчерпаемости материи вглубь высказана …
А…Д. Бруно
В…В.И. Лениным
С…Д. Бруно
D…Демокритом.
-
Протяженность, трехмерность, изотропность считаются
свойствами …
А…вакуума
В…времени
С…мышления
D пространства
36. Философская концепция универсальности движения и развития всего сущего называется …
А…метафизикой
В…синергетикой
С…диалектикой
D…антитетикой.
-
Основные законы диалектики впервые сформулированы …
А…Гераклитом
В… Гегелем
С…Энгельсом
D….Зеноном
-
Современная картина мира строится на основе …
А…классической механики
В…экологии
С…астрологии
D…синергетики.
-
Получение новых знаний является главной целью …
А…в обыденной жизни
В…в экономике
С…в инженерной деятельности
D в науке
40. Высшим уровнем рационального познания считают …
А…интуицию
В…воображение
С…рассудок
D…разум.
-
Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос …
А…об уровнях познания
В…об истине
С…о средствах познания
D…о формах познания
-
Признаками научного знания считают: доказательность, а также …
А…зависимость от психологии ученого
В…согласие ученых
С…полезность
D…проверяемость
-
Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в
подтверждении, есть …
А…закон
В…теория
С…гипотеза
D…принцип
-
Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени считаются образцовыми, принято именовать …
А… фактами
В… гипотезами
С… теориями
D…парадигмами
-
Раздел философии, исследующий связь человека с природой, обществом, культурой, называют …
А…экологией
В…аксиологией
С…онтологией
D…философской антропологией
-
Учение о человеке, как общественном существе, было разработано в
философии …
А…позитивизма
В…экзистенциализма
С…марксизма
D…креационизма
-
Не общество, не культура творят человека: человек сам создает себя в
процессе существования, – утверждали …
А…эпикурейцы
В…экзистенциалисты
С…стоики
D…сенсуалисты
-
Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в
служении обществу, - доказывали …
А…Камю, Сартр, Ясперс
В…Сенека, Августин, Ф. Аквинский
С…Платон, Гегель, марксисты
D…Лиотар, Деррида, Рикёр
49. Высказывание: «Знание – сила» принадлежит эпохе …
А…Античности
В…Средних веков
С…Новейшего времени
D…Нового времени
-
В русской философии на первом плане ценности …
А…духовные
В…материальные
С…политические
D собственности
-
Для современного аксиологического подхода к определению культуры
характерно ее понимание как …
А…особого способа жизнедеятельности общества.
В…социального института, транслирующего нормы и правила человеческой деятельности.
С…совокупности знаковых программ поведения человека, в которых закреплен социальный опыт.
D…совокупность материальных и духовных ценностей.
-
В марксистской философии утверждается, что определяющим фактором
развития общества является …
А…этнический
В… производственно-экономический
С… религиозный
D . рост национального самосознания
53. Открытие классовой борьбы в обществе связано с именами …
А…Платона и Аристотеля
В…Маркса и Энгельса
С…французских историков ХIХ в.: Тьерри, Гизо, Минье
D…Ш. Монтескьё
-
Объяснение общественного сознания из общественного бытия – это понимание
истории с позиции последовательного …
А…фатализма
В…материализма
С…модернизма
D…идеализма
55. Смысл бытия задается человеку …
А…генетически
В…государством и средствами массовой коммуникации
С…формируется самим человеком в процессе самосознания личности
D…передается по традиции и усваивается путем подражания
56. В марксистской философии к общественному бытию относятся
А…географическая среда
В…религия
С…наука
D…отношения собственности.
57. Понятие «воля к власти» введено …
А…А. Шопенгауэром
В…З. Фрейдом
С…Ф. Ницше
D…К. Марксом
58. Понятие «архетип коллективного бессознательного» ввел …
А…Фромм
В…Адлер
С…Фрейд
D…Юнг
-
Фундаментальной характеристикой человеческого существования в
экзистенциализме является …
А…совесть
В…первородный грех
С…свобода
D…любовь
-
«Абсурд» как существенная характеристика человеческого бытия в
философии …
А…Сартра
В…Камю
С…Фромма
D…Дильтея
-
Какой «разум», по Канту, действует в сфере свободы?
А…диалектический
В…теоретический
С…практический
D…спекулятивный
-
Путь развития общества характеризуется как …
А…закономерный однозначный прогресс
В…повторяемость, движение по кругу (цикличность)
С…неизбежный регресс
D…закономерная, постепенная, неоднозначная (стохастическая) прогрессивная направленность.
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы