logo
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)

(самостоятельное изучение)

Характерные черты средневековой культуры и философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатологизм, символизм, экзегетизм. Философские аспекты теологических проблем: Бог и мир, сущность и существование, Душа и тело, вера, разум и воля, провиденциализм и свобода воли, синергизм свободы воли и Благодати. Проблема доказательств бытия Бога. Открытие внутренней духовной жизни человека: добро и зло, человеческое несовершенство, грехопадение и спасение. Человек «внутренний» и «внешний». Идеал и ступени самосовершенствования человека. Становление христианской философии: патристика и схоластика.

Западная (латинская) патристика. Учение Августина о времени и вечности, земном и небесном градах, свободе воли и благодати. Восточная (греческая) патристика. «Шестоднев» Василия Великого (IV в.) и трансформация античной натурфилософии. Антропология Григория Нисского (IV в.) в труде «Об устроении человека». Апофатическая теология Псевдо-Дионисия Ареопагита. Иоанн Дамаскин (VIII в.) как систематизатор идей Восточной патристики.

Схоластика как система обучения и тип философии. Философская тематика схоластических дискуссий: реальность единичного и общего; природа общих понятий − универсалий (реализм и номинализм); доказательства бытия Бога. Фома Аквинский (ХIII в.): проблема сущности и существования, веры и знания. Обоснование идеи Бога. Закат схоластики и истоки европейского эмпиризма: Р. Гроссетест и Р. Бэкон (ХIII в.). Немецкий мистицизм (Экхарт, Таулер).

Средневековая философия арабского Востока (Аль-Фараби, Авиценна, Аверроэс, Маймонид). Особенности развития философии в Византии. Концепция человека в мировоззрении византийских гуманистов ХIV–ХV вв. (Плифон). Григорий Палама (ХIV в.) и учение о человеке в исихазме. Влияние византийской философии на формирование русской богословско-философской мысли.