Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
Особенности культуры и философии Нового времени. Научная революция ХVII в., формирование механической картины мира и новая ориентация философии на науку. Осмысление науки как важнейшего социального фактора («Знание – сила») в эпоху социально-политических революций. Автономность и суверенность человеческого разума, субъект и объект в философии Нового времени. Проблемы метода и достоверности знания: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561–1626). Проект прагматического преобразования науки, классификация наук, критика «идолов» в познании, аристотелевской силлогистики и разработка опытно-индуктивного метода. Социальный проект Бэкона. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Джона Локка (1632–1704). Критика врожденных идей, внешний и внутренний опыт. «Простые» и «сложные» идеи. Репрезентативная теория абстракций Локка. Учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Психологизация гносеологии и внутренние противоречия эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Философское обоснование либерализма: идея разделения властей, защита прав и свобод человека.
Рационализм Ренэ Декарта (1596–1650). Ориентация на математику и математическую физику. Метод дедукции. Проблема ясных, очевидных “начал” познания и принцип методического сомнения. Антидогматизм и антискептицизм Декарта. Поиск достоверного знания и выявление его «исходного пункта» («Я мыслю»). Идея универсального рационального научного метода и его правила. Концепция «врожденных идей», метафизика и физика Декарта. Рационалистическая система Бенедикта Спинозы (1632–1677). Пантеистическая натурфилософия, учение о субстанции, её атрибутах и модусах; концепция свободы как познанной необходимости. Этика Спинозы. Монадология Лейбница (1646–1716). «Предустановленная гармония» и учение о «возможных мирах». Христиан Вольф (1679–1754) и начало кризиса рационалистической метафизики. Интеллектуализирующая функция понятия «Бог» в философии Вольфа. Вольф и развитие немецкой философии. Вольфианство на русской почве.
Материалистический сенсуализм Локка (1632–1704) и субъективный идеализм Беркли (1685–1753). Критика материальной субстанции и обоснование принципа «существовать – быть воспринимаемым». Концепция опыта и скептицизм Юма (1711–1776) как самокритика сенсуализма. Учение о впечатлениях, идеях и ассоциации идей. Понимание причины, силы, субстанции. Проблема знания и веры. Привычка как источник веры. «Естественная религия» Юма: здравый смысл против таинств, чудес и религиозного фанатизма.
Проблема «человек – общество – государство» в философии фран-цузского Просвещения. Деизм Вольтера (1694–1778): Бог как законодатель природы и «практическое» (морально-политическое) оправдание религии. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Концепция «духа законов» Шарля Монтескье (1689–1755) и её основные идеи: отказ от теологического толкования исторического процесса, географический детерминизм, учение о социальных факторах общественного развития, идеал конституционной монархии. Монтескье и “Наказ” Екатерины II. Критика просветительской версии общественного прогресса Жан-Жаком Руссо (1712–1778): критика противоречий цивилизации, исследование причин имущественного, социального и политического неравенства людей. Идея общественного договора и идеал республиканской формы правления, обеспечивающей равенство, свободу и суверенитет народа. Философия воспитания Руссо.
«Декларация прав человека и гражданина» как манифест европейского либерализма. Философия европейского консерватизма: Э. Берк, Ж. Де Местр и рождение русской консервативной мысли (Н.М. Карамзин).
Вопросы для самостоятельной работы:
-
Философия эмпиризма: Ф. Бэкон и Дж. Локк.
-
Дж. Беркли как критик материализма.
-
Философия рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц.
-
Основные идеи социально-политической философии Т. Гоббса и Дж. Локка.
-
Идеи Монтескьё и культура России последней трети ХVIII в.
-
«Естественная религия» в эпоху Просвещения.
-
Философия русского просветительства (корпускулярная философия Ломоносова, социально-политическая философия А.Н. Радищева).
-
Н.М. Карамзин и формирование русского консерватизма.
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы