3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.
Предыстория славянства. Происхождение славян. Праславяне. Венеды. Анты и склавины. Сведения античных и арабских авторов I–IV вв. о славянах. Плиний Старший. Тацит. Птолемей Клавдий. Иордан. Прокопий Кесарийский. Маврикий стратег. Иоанн Эфесский. Ибн-Даста (Ибн-Руста), Ибн-Фадлан.
Великое переселение народов. Гунны. Авары. Хазары. Венгры. Волжские булгары. Расселение славян по Великой русской равнине. Славяне и Византия. Складывание восточнославянских племенных союзов. Соседи славян.
Предпосылки зарождения Древнерусского государства. Формирование феодальных отношений у восточных славян. Быт, нравы, обычаи, занятия и верования восточных славян. Предание о киевском князе Кие и его братьях. Куявия, Славия и Артания. Киев и Новгород – два центра русской государственности.
Варяги и Русь. Легенда о призвании варягов. Рюрик, Синеус и Трувор. Норманская и антинорманская теория образования государства у восточных славян. Происхождение слова «Русь». Поход Олега Вещего на Киев. Объединение Северной и Южной Руси в единое государство. Европа в период раннего средневековья (V–X вв.).
Киевская Русь IX–XII вв. Первые киевские князья (Вещий Олег, Игорь Старый, Ольга, Святослав). Ранняя Древнерусская держава. Объединение восточнославянских племен под властью киевских князей. Складывание древнерусского народа. Завоевательные походы киевских князей. Дипломатия Киевской Руси. Византия и Русь. Договоры с Византией 911 и 945 гг. Военные походы Святослава против Хазарского Каганата, Дунайской Болгарии и Византии. Усобица между братьями.
Язычество Древней Руси. Владимир Святой и его реформы. «Выбор» веры. Крещение Руси. Значение принятия христианства. Двоеверие Руси: христианство и язычество. Завершение образования Древнерусского государства – Киевская Русь.
Междоусобица на Руси. Святополк Окаянный. Борис и Глеб – князья-мученики. Правление Ярослава Мудрого. Мстислав Тмутараканский. Новое объединение Руси. Расцвет Киевской Руси. Церковь и религия. Митрополит Илларион. Печерские святители. Система государственно-политического устройства. «Русская Правда». Становление раннефеодальных отношений и их своеобразие. Государственная власть. Дружина. Формирование вотчинного хозяйства. Роль городов. Торговля. Ремёсла.
Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Борьба со «степью». Крестовый поход против половцев 1111 г. Мстислав Великий. Предпосылки и причины политической раздробленности на Руси.
Культура Киевской Руси X – начала XIII вв. Письменность. Летописи. Древнерусская литература и ее жанры. Зодчество. Влияние язычества и христианства на культуру и жизнь древнерусского народа.
Вопросы для самостоятельной работы
-
Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств Европы? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?
-
Укажите особенности образования древнерусского государства – Киевская Русь. Какова роль варягов? Версии происхождения названия Русь.
-
Что такое язычество? Причины принятия христианства на Руси. Как принятие христианства повлияло на ее дальнейшую историю.
-
Какой была социальная структура Киевской Руси, ее эволюция?
-
Как развивался аппарат государственного управления на Руси?
-
4. В чем проявился расцвет Киевской Руси?
-
Почему Ярослав Мудрый при составлении своей «Правды» не взял за образец законы Византии? Почему короли Западной Европы пользовались римским правом как образцом?
-
В чем заключались причины княжеских усобиц?
-
В чем заключался кризис Киевской Руси? Причины феодальной раздробленности и значение удельной системы. В чем сходство и различие политической раздробленности в Западной Европе и на Руси?
-
В чем заключалось своеобразие древнерусской культуры?
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы