logo
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).

Происхождение и своеобразие античной философии. Предпосылки античной философии: территориально-географические; демографические и социально-экономические; политические и культурные. Свободное время, личная свобода, «агональность» и любознательность греков как основные предпосылки «греческого чуда» − рождения рационалистической традиции в европейской культуре. Основные периоды развития античной философии: (1) натурфилософский; (2) классический и (3) эллинистический. Космоцентризм, универсализм, антиавторитаризм античной философии.

(1) Натурфилософский период: VI–V вв. до н.э. Поиски первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Учение о геометро-арифметической структуре Космоса в пифагореизме. Парменид о проблеме бытия и апории Зенона. Учение Гераклита о Логосе, борьбе и гармонии противоположностей, о становлении, об относительности понятий. Атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, ее влияние на учение Эпикура и Лукреция Кара.

Демократические полисы и античное просвещение. Деятельность и взгляды софистов. Протагор: «человек есть мера всех вещей». Доминантные темы софистики − этика, политика, воспитание, риторика, язык, искусство, религия. Софистика как начало поворота античной философии от природы к человеку. Кризис традиционного понимания добродетели и переоценка ценностей. Формирование технического типа философии: знание как ремесло. Свобода духа и опасность этического релятивизма, субъективизма и скептицизма. Интерес к риторике и эристике. Позитивность и деструктивность софистики.

(2) Классический период (сер. V в. – 322 г. до н.э.). Учение Сократа (ок.469–399 до н.э.) как поворотный пункт античной философии. Философия как метод вопрошания и образ жизни. Антисофистичность рационалистической этики Сократа и его учение о единстве знания и добродетели. Особенности философского метода Сократа: прием индуктивно-дефиниторного вопрошания, ирония, майевтика. «Демон» Сократа. Учение о самопознании, самообладании («энкратейя»), самодостаточности («автаркия») и внутренней свободе мудреца. Понимание счастья как внутренней гармонии души. Диалектика «ученого незнания» и образы Сократа в античной культуре (Аристофан, Платон, Ксенофонт).

Платон (427–347 гг. до н.э.). Учение об идеях как умопостигаемом «истинном бытии». Структура умопостигаемой реальности. Чувственный мир как Космос (Порядок). Дуалистическое понимание человека: тело и душа. Бессмертие души, идея метемпсихоза («Федон», «Федр», «Тимей») и индивидуальные циклы реинкарнации. Познание как воспоминание («анамнезис») в диалоге «Менон»: мифологический и майевтический подходы к познанию. «Докса» и «эпистемэ» как ступени восхождения от мнения к научному знанию. «Идеальное государство» и теория воспитания Платона.

Учение Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) и систематизация античного философского знания: философия теоретическая, практическая и «пойетическая». Метафизика как «первая философия». Критика «идей» Платона, концепция единства материи и формы, возможного и действительного бытия. Виды «причин», идея «Перводвигателя» и телеология Аристотеля. Психологические, логические, этические и социально-политические воззрения Аристотеля. Критика философии Платона. Учение о природе и назначении искусства. Влияние Платона и Аристотеля на развитие философии и культуры.

(3) Эллинистическая философия (III в. до н.э. – начало VI в. н.э.). Проблема свободы человека в кинизме. Физика, теория познания и этика Эпикура (341–270 гг. до н.э.). Цель философии – обеспечение безмятежности духа, освобождение человека от страха перед смертью, богами и явлениями природы. Идея случайных отклонений атомов от закономерных траекторий, признание множественности миров. Чувственные восприятия как источник знаний. Поворот от человека-гражданина к человеку-индивидууму («прожить незаметно»). Дружба как наибольшее благо. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).

Стоицизм: Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н. э.), Эпиктет (II в. н.э.), Марк Аврелий (II в. н.э.). Соотношение души и тела, аналитика страстей и апология бесстрастия. Учение о необходимости, причинности, судьбе, «внутренней свободе» и долге. Совесть как судилище души. Воля как самостоятельная способность души. Идея духовного равенства людей и необходимость нравственного самосовершенствования. Счастье как бесстрастие («апатейя») и бесстрашие. Значение философии для исцеления от страха перед жизнью и смертью.

Неоплатонизм: Плотин (III в. н.э.) и его «Эннеады». Понятия «Единое», «Дух», «Душа», «Природа» («фюзис»). «Природа» как активность, продуцирующая чувственные формы посредством Духа и его идей. Взаимосвязь трёх ипостасей, учение об эманации и экстазе. Философский Эрос, восхождение души человека в «горнее отечество» и воссоединение с «Единым». Прокл (V в. н.э.) и его «Первоосновы теологии». Трансформация античной философии в «христианскую философию».

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Особенности античной цивилизации и генезис древнегреческой философии. Раннегреческая философия Милетской школы.

  2. Философские идеи Гераклита и элеатов.

  3. «Антропологический поворот» Сократа.

  4. Философия Платона: учение об идеях, «бессмертной душе», познании и «идеальном государстве».

  5. Философия Аристотеля: классификация наук, учение о единстве формы и материи, концепция причинности, учение о душе, логика, этика и политическая философия.

  6. Философские идеи стоицизма.