Социальные изменения и направления развития современного общества.
Понятие, механизмы и факторы социальных изменений общества.
Социальный прогресс и регресс. Формы прогресса: реформы и революции.
Социальные движения: сущность, функции, виды, основные этапы становления.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
Социокультурные особенности развития российского общества в современном мире и место России в мировом сообществе
Специфика объекта и предмета социологии как науки.
Характеристика социального института (выбор социальных институтов по желанию).
Основные методологические подходы к оценке социального неравенства.
Социальная структура современного российского общества
Элиты и их роль в функционировании общества.
Бизнес-слой российского общества и его структура.
Проблема формирования среднего класса российского общества.
Рабочий класс, его состав и структура.
Характеристика андекласса российского общества.
Социальный феномен нищенства, его история в России. Современное нищенство.
Маргинальность как социальное явление.
Особенности социологического подхода к определению личности.
Социологический анализ структурных элементов личности.
Основные типы социологических исследований личности.
Характеристика служебно-домашней цивилизации в России. Личностные типы в российской служебно-домашней цивилизации.
«Новые бедные» и «новые богатые» в России.
Анализ ролевых отношений в семье.
Безопасность жизни в современных мегаполисах: социально-экологический анализ.
Взаимодействие общества, государства и СМИ в условиях глобализации.
Влияние общества на формирование личности.
Влияние семьи на развитие личности.
Военные действия в Афганистане и Чечне: сравнительный анализ общественного мнения.
Гендерный аспект в определении ценностных ориентаций (отличие ценностных ориентаций у мужчин и женщин).
Глобальное общество: история, теория и перспективы проблематики.
Динамические характеристики социальной мобильности в современной. России в контексте глобализации социальных процессов.
Интернет в контексте глобализации образовательного пространства.
Информационное общество в постсоветском пространстве.
Историческое изменение семьи и брака на современном этапе развития общества.
Компьютерная преступность как комплексная международная проблема.
Наркомания как форма девиантного поведения.
Национальная идея и патриотизм в условиях демократической России.
Перспективы развития современного общества (проблемы глобализации).
Политпровокации в СМИ как часть политтехнологий и их социально-психологического последствия.
Причины девиантного поведения в молодежной среде.
Проблема определения понятие «структуры» в современных социологических школах и направлениях.
Проблема формирования среднего класса в России.
Проблемы реформирования Российской Армии в современных условиях.
Религиозный экстремизм и международный терроризм: истоки и масштабы угрозы цивилизации.
Роль личности в общественном развитии (влияние личности на процесс развития общества).
Россия в контексте формирующегося глобального информационного общества.
Советская социологическая школа: концептуальные и институциональные аспекты.
Социальное партнерство в России: проблемы и противоречия.
Социально-исторические и экономические причины изменения социальной структуры общества.
Социально-экономический анализ перспектив революционных взрывов в XXI в.
Социальные конфликты в современном Российском обществе.
Социальные последствия техногенных катастроф.
Социальный контроль и его роль в предотвращении девиантного поведения.
Социокультурные ценности и нормы современного общества
Социологические исследования социокультурных трансформаций в постсоветском пространстве.
Социологические теории личности.
Сравнительный анализ норм и ценностей советского и современного российского общества.
Становление религии как социального института.
Суицид как социальный феномен.
Толерантность как основа социальной безопасности российского общества.
Факторы социализации личности.
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы