Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
Отмена крепостного права в 1861 г. и другие буржуазные реформы 1860–1870-х гu. Социально-экономические и политические предпосылки реформ. Подготовка реформы отмены крепостного права. Секретный комитет. Рескрипт В.И. Назимову. Главный комитет и редакционные комиссии. Манифест 19 февраля 1861 г. и Положение о крестьянах, вышедших из «крепостной зависимости».
Аграрная реформа в удельной и государственной деревне (1863). Земская, судебная, городская и военная реформы. Реформы в области просвещения. Положение о цензуре. Финансовые реформы. Значение реформ. Социально-экономическое развитие России в пореформенное время.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основные направления и приоритеты. Польское восстание 1863 г. Завершение Кавказской войны (1817–1864). Продажа Россией Аляски Америке (1867). Завоевание и присоединение Средней Азии к России в 1860–1890-е гг. Восточный кризис. Русско-турецкая война (1877–1878). Укрепление позиций России на Балканах.
Общественно-политическое движение в России в 1870–1890 гг. Народничество. Зарождение марксизма в России.
Политическая реакция в России. «Контрреформы» 1880 – начала 1890-х гг. Убийство Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. Проект реформ М.Т. Лорис-Меликова. Начало правления Александра III. К.П. Победоносцев и М.Н. Катков. Либерализм и консерватизм. «Манифест о незыблемости самодержавия».
Министерство Н.П. Игнатьева. «Священная дружина». Назначение министром внутренних дел Д.А. Толстого. Политика контрреформ. Цензура и просвещение. «Временные правила о печати» (1882). Университетский устав (1884). Указ о «кухаркиных детях» (1887). «Положение о земских участковых начальниках» (1889). Закон об общине (1893). Земская (1890) и городская (1892) контрреформы. Итоги и значение контрреформ.
Складывание военных блоков в Европе. Возобновление Союзы трех императоров (1881). Тройственный Союз (1882). Русско-французский Союз (1891–1994).
Наука и культура России во второй половине XIX в.
Вопросы для самостоятельной работы
-
Что послужило причинами Великих реформ?
-
Какие факторы определяли условия крестьянской реформы? Могла ли она быть более радикальной? Какие существовали точки зрения на отмену крепостного права в России?
-
Охарактеризуйте суть последовавших после 1861 г. преобразований? Каков их характер?
-
Почему в России так и не была принята конституция?
-
В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России, его специфика, этапы и воздействие на общество?
-
Каковы последствия и значение Великих реформ для России?
-
В чем суть контрреформ Александра III?
-
Что такое «диктатура сердца» М.Т. Лорис-Меликова? Чем она закончилась?
-
Каковы основные направления внешней политики России во второй половине XIX в.?
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы