logo
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)

(самостоятельное изучение)

Характерные черты культуры Возрождения ХIV–ХVI вв.: антропо-центризм, гуманизм, пантеизм, свободомыслие, диалогичность. Процесс секуляризации духа. Антиклерикализм гуманистов и культ «священного знания». Духовный синкретизм, концепция «универсальной религии» и «благочестивой философии» флорентийского платонизма (Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола). Взгляд на человека как творца собственной судьбы. Культ ценностей земной жизни. Свобода человека как условие морального совершенствования и самоопределения.

Формирование новой картины мира, пантеистическая онтология и «ученое незнание» Николая Кузанского (1401–1464). Учение о «бытии-возможности» и «совпадении противоположностей». Человек как «микро-косм», совпадение «минимума» и «максимума», микрокосма и макрокосма − основа гармонии мира. Лжеученость и здравый смысл. Истинное знание как интуиция («умудренное неведение»). Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1472–1543) и натуралистический пантеизм Джордано Бруно (1548–1600). Концепция множества миров, единства и бесконечности мира. Бог как «мировая Душа» и внутренняя жизненная сила мира. Этика «героического энтузиазма». Влияние идей Бруно на развитие философии Нового времени (Спиноза, Шеллинг).

Свободомыслие и скептицизм Возрождения. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского (1469–1536). Мишель Монтень (1533–1592). Критика схоластики, антиавторитаризм и антидогматизм. Пропедевтическая функция сомнения. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики. Реформация и неконфессиональное христианство. Формирование «естественной религии». Социально-политическая философия Никколо Макиавелли (1469–1527). Разграничение политики и морали, проблема власти и насилия, соотношение цели и средств. Утопический проект Т. Мора (1478–1535).

Вопросы для самостоятельной работы

  1. В чем проявился антропоцентризм философии Возрождения?

  2. Каковы отличительные черты гуманистической антропологии Возрождения?

  3. В чем состоит рациональный смысл «похвалы глупости» Э. Роттердамского?

  4. У каких мыслителей Возрождения встречается пантеизм и в чем его суть?

  5. В чем, на Ваш взгляд, проявилось своеобразие понимания политики и морали в эпоху Возрождения (на примере философии Н. Макиавелли)?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4