logo
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.

Смена ценностей и ориентиров, расширение предметного поля в европейской философии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Марксистская философия, позитивизм, философия жизни, прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика как разные способы преодоления классического типа рациональности и основные направления неклассической философии.

Марксистская философия. Формирование философских взглядов Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Критика «казарменного коммунизма», идеологии как «ложного сознания» и концепция «отчужденного труда». Учение о материалистическом понимании истории: теория общественно-экономических формаций, взаимодействие базиса и надстройки, экономический редукционизм, учение о классовой борьбе и освободительной миссии пролетариата, концепция государства и права, человек как «ансамбль общественных отношений», концепция социально-исторической практики. Идея многовариантности развития общества (античный, германский и азиатский «способы производства»). Эволюция «форм зависимости» и свобода человека. Общественный прогресс как процесс преодоления отчужденных форм существования человека.

Разработка Ф. Энгельсом концепции материалистической диалектики как учения о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Критическое переосмысление «экономического редукционизма» в письмах Ф. Энгельса 1880–1890-х гг. Идеи русской марксистской философии в наследии Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Философия неомарксизма в ХХ в. (Э.Фромм, Г. Маркузе и др.).

Позитивизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи науки. «Первый позитивизм» О. Конта (1798–1857), Дж. Милля (1806–1873) и Спенсера (1820–1903). Эмпиризм и психологизм «второго позитивизма». Э. Мах, Р. Авенариус и их влияние на формирование естественнонаучной методологии начала ХХ в. «Третий позитивизм» как «логический атомизм» (Рассел), «логический позитивизм» (М. Шлик, Р. Карнап) и концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна (1889–1951). Постпозитивизм как пересмотр программы позитивизма. Работа Т. Куна «Структура научных революций» (1962) и методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Переход от анализа структуры научного знания к истории науки и механизмам развития знания, снятие жесткого противопоставления фактов и теорий, науки и философии, отказ от кумулятивизма в понимании развития знания.

«Философии жизни» (Ницше, Дильтей, Шпенглер). Критика рационализма и «научного разума», поворот к «жизни» и существованию человека в культуре, внесистемность, образность и метафоричность как характерные особенности стиля философствования. Жизнь как «воля к власти», «воля к свободной воле» и творчество в философии Ф. Ницше (1844–1900). «Сверхчеловек» как идеал «нового человека», «нигилизм», «переоценка ценностей» и духовный аристократизм (антиэгалитаризм) Ницше. В. Дильтей (1833–1911) о различии «наук о духе» и «наук о природе». Идея взаимодополнительности аналитического, сравнительно-исторического и субъективно-эмпатического подходов в методологии гуманитарных наук.

Феноменология Гуссерля (1859–1938). Критика психологизма, замена «естественнонаучной» установки на «феноменологическую» и проблема интенциональности сознания. Учение об актах познания (сигнификация, созерцание, адеквация) и проект философии как «строгой науки». Парадокс человеческой субъективности и проблема интерсубъективности знания. Требование воздержания от нерефлективных высказываний («эпохé») и обращенность к «жизненному миру» человека как смысловому фундаменту науки.

Экзистенциализм – философия существования человека. Экзистенция как «бытиемежду» (Кьеркегор) и «бытие-впереди-самого-себя» (Хайдеггер). Существование и сущность человека. Человек как манифестация свободы. Экзистенция как свобода и трансценденция («Бог» или «Ничто»). Структура экзистенции: временность, открытость, интенцио-нальность, историчность, конечность. «Модусы» человеческого существования (забота, страх, тревога, тошнота, скука) и «пограничные ситуации». Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Тиллих) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). Критика обезличенных форм бытия человека в мире. «Абсурд» и «бунт» в философии А. Камю (1913–1960). «Осевое время», «просветляющая коммуникация» и «философская вера» К. Ясперса (1883–1969).

Философская герменевтика: Э. Бетти (1890–1970), Х.Г. Гадамер (1900–2002), П. Рикёр (1913–2005). Основные понятия герменевтического «методологического стандарта»: «понимание» как процесс «слияния горизонтов», диалоговый характер понимания, учет лингвистических (синтаксических, семантических, прагматических) условий и внеязыковых контекстов (социокультурных факторов, мотиваций и др.), «герменевтический круг», принципиальная открытость интерпретации, реабилитация «предрассудков» как «предпонимания», интерпретация и реинтерпретация.

Философия постмодернизма (Фуко, Бодрийар, Делез). «Ризома» как метафора современной культуры. Критика универсализма, логоцентризма и «тотализирующего дискурса», фрагментация видимого мира, отказ от «метаповествований» («метанарраций»). Принцип «децентрации» и маргинализация субъекта (автора). Деконструкция, плюрализм и интерпретациионный релятивизм – «разыгрывание полифонии чужих голосов». Мышление как «атопность» и «ускользание» от власти «моносемии». Культура как «бегство вперед».

Гуманистические аспекты философии «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса. «Теория справедливости» Дж. Роулза и «Этика ответственности» Г. Йонаса.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Прокомментируйте основные положения материалистического понимания истории, концепции идеологии и теории отчуждения.

  2. Выделите особенности позитивистской философии, этапы ее развития и идеи.

  3. Назовите основные идеи «философии жизни» Ф. Ницше.

  4. Как Вы понимаете соотношение свободы и ответственности человека в экзистенциализме?

  5. Прокомментируйте установки герменевтического методологического стандарта.

  6. В чем состоит «коммуникативная компетентность» Ю. Хабермаса?

  7. Что означает принцип «максимина» Дж. Роулза?