Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
Смена ценностей и ориентиров, расширение предметного поля в европейской философии второй половины ХIХ – начала ХХ вв. Марксистская философия, позитивизм, философия жизни, прагматизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика как разные способы преодоления классического типа рациональности и основные направления неклассической философии.
Марксистская философия. Формирование философских взглядов Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Критика «казарменного коммунизма», идеологии как «ложного сознания» и концепция «отчужденного труда». Учение о материалистическом понимании истории: теория общественно-экономических формаций, взаимодействие базиса и надстройки, экономический редукционизм, учение о классовой борьбе и освободительной миссии пролетариата, концепция государства и права, человек как «ансамбль общественных отношений», концепция социально-исторической практики. Идея многовариантности развития общества (античный, германский и азиатский «способы производства»). Эволюция «форм зависимости» и свобода человека. Общественный прогресс как процесс преодоления отчужденных форм существования человека.
Разработка Ф. Энгельсом концепции материалистической диалектики как учения о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Критическое переосмысление «экономического редукционизма» в письмах Ф. Энгельса 1880–1890-х гг. Идеи русской марксистской философии в наследии Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Философия неомарксизма в ХХ в. (Э.Фромм, Г. Маркузе и др.).
Позитивизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи науки. «Первый позитивизм» О. Конта (1798–1857), Дж. Милля (1806–1873) и Спенсера (1820–1903). Эмпиризм и психологизм «второго позитивизма». Э. Мах, Р. Авенариус и их влияние на формирование естественнонаучной методологии начала ХХ в. «Третий позитивизм» как «логический атомизм» (Рассел), «логический позитивизм» (М. Шлик, Р. Карнап) и концепция «языковых игр» Л. Витгенштейна (1889–1951). Постпозитивизм как пересмотр программы позитивизма. Работа Т. Куна «Структура научных революций» (1962) и методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Переход от анализа структуры научного знания к истории науки и механизмам развития знания, снятие жесткого противопоставления фактов и теорий, науки и философии, отказ от кумулятивизма в понимании развития знания.
«Философии жизни» (Ницше, Дильтей, Шпенглер). Критика рационализма и «научного разума», поворот к «жизни» и существованию человека в культуре, внесистемность, образность и метафоричность как характерные особенности стиля философствования. Жизнь как «воля к власти», «воля к свободной воле» и творчество в философии Ф. Ницше (1844–1900). «Сверхчеловек» как идеал «нового человека», «нигилизм», «переоценка ценностей» и духовный аристократизм (антиэгалитаризм) Ницше. В. Дильтей (1833–1911) о различии «наук о духе» и «наук о природе». Идея взаимодополнительности аналитического, сравнительно-исторического и субъективно-эмпатического подходов в методологии гуманитарных наук.
Феноменология Гуссерля (1859–1938). Критика психологизма, замена «естественнонаучной» установки на «феноменологическую» и проблема интенциональности сознания. Учение об актах познания (сигнификация, созерцание, адеквация) и проект философии как «строгой науки». Парадокс человеческой субъективности и проблема интерсубъективности знания. Требование воздержания от нерефлективных высказываний («эпохé») и обращенность к «жизненному миру» человека как смысловому фундаменту науки.
Экзистенциализм – философия существования человека. Экзистенция как «бытиемежду» (Кьеркегор) и «бытие-впереди-самого-себя» (Хайдеггер). Существование и сущность человека. Человек как манифестация свободы. Экзистенция как свобода и трансценденция («Бог» или «Ничто»). Структура экзистенции: временность, открытость, интенцио-нальность, историчность, конечность. «Модусы» человеческого существования (забота, страх, тревога, тошнота, скука) и «пограничные ситуации». Экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Тиллих) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). Критика обезличенных форм бытия человека в мире. «Абсурд» и «бунт» в философии А. Камю (1913–1960). «Осевое время», «просветляющая коммуникация» и «философская вера» К. Ясперса (1883–1969).
Философская герменевтика: Э. Бетти (1890–1970), Х.Г. Гадамер (1900–2002), П. Рикёр (1913–2005). Основные понятия герменевтического «методологического стандарта»: «понимание» как процесс «слияния горизонтов», диалоговый характер понимания, учет лингвистических (синтаксических, семантических, прагматических) условий и внеязыковых контекстов (социокультурных факторов, мотиваций и др.), «герменевтический круг», принципиальная открытость интерпретации, реабилитация «предрассудков» как «предпонимания», интерпретация и реинтерпретация.
Философия постмодернизма (Фуко, Бодрийар, Делез). «Ризома» как метафора современной культуры. Критика универсализма, логоцентризма и «тотализирующего дискурса», фрагментация видимого мира, отказ от «метаповествований» («метанарраций»). Принцип «децентрации» и маргинализация субъекта (автора). Деконструкция, плюрализм и интерпретациионный релятивизм – «разыгрывание полифонии чужих голосов». Мышление как «атопность» и «ускользание» от власти «моносемии». Культура как «бегство вперед».
Гуманистические аспекты философии «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса. «Теория справедливости» Дж. Роулза и «Этика ответственности» Г. Йонаса.
Вопросы для самостоятельной работы
-
Прокомментируйте основные положения материалистического понимания истории, концепции идеологии и теории отчуждения.
-
Выделите особенности позитивистской философии, этапы ее развития и идеи.
-
Назовите основные идеи «философии жизни» Ф. Ницше.
-
Как Вы понимаете соотношение свободы и ответственности человека в экзистенциализме?
-
Прокомментируйте установки герменевтического методологического стандарта.
-
В чем состоит «коммуникативная компетентность» Ю. Хабермаса?
-
Что означает принцип «максимина» Дж. Роулза?
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы