logo
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 11. Ценностный мир человека

Ценности как предмет философского анализа. Аксиология – философское учение о ценностях. Природа ценности, ценностного отношения и ценностного сознания. Система, иерархия человеческих ценностей. Предметные и субъектные ценности. Ценности-цели и ценности-средства (инструментальные ценности). Материальные и духовные ценности. Экзистенциальные, социальные, политические, юридические, нравственные, религиозные, эстетические ценности, ценности познания. Ценности, квазиценности, антиценности. Ценности человека-индивида, ценности общества, общечеловеческие ценности. Смыслообразующая и социально-регулятивная роль ценностей. Ценности как ядро культуры и регуляторы развития личности. Человек и его жизнь как высшая и абсолютная ценность (самоценность). Ценность социальных общностей и общества в целом. Истина, Добро, Красота, Польза – высшие духовные ценности человека Утрата высших ценностей, экзистенциальный вакуум, скука и бегство от реальности.

Свобода, достоинство и ответственность как фундаментальные ценности личности. Свобода как пространство осознанного экзистенциального выбора. Свобода внутренняя и внешняя. Экономические, социальные политические, духовные условия и средства осуществления свободы. Свобода и закрепощенность человека, свобода и отчуждение, «бремя свободы». Свобода, риск и ответственность.

Специфические ценности различных социокультурных типов общества как важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности. Ценностные парадигмы восточной и западной культур, христианского, мусульманского, конфуцианского, буддистского и др. цивилизационных регионов как отражение своеобразия образов жизни этих обществ. Традиционные ценности России и необходимость их учета в модернизации общественной жизни и социализации личности.

Ценности гуманизма как фактор социализации и самореализации личности. Состав ценностей гуманизма: 1) экзистенциальные ценности (жизнь и смерть, любовь, свобода, добро, справедливость, достоинство, красота, истина, уединённость, участие и труд, отдых, творчество); 2) социальные ценности (общество, семья, народ, государство, социальные институты: школы, музеи, театры, библиотеки, больницы, храмы, средства массовой информации и коммуникации); 3) ценности транссубъективных коммуникаций (человек и природа, человек и обшество, человек и ничто, человек и неизвестность). Религиозный и светский гуманизм.

Аксиосфера общества как символический универсум. Ценности как жизнеустроительные идеалы человека и социальных групп, выражающие строй и порядок максимально отлаженного и желаемого существования. Роль философии в утверждении основополагающих ценностей развития личности. Гражданский мир, достоинство человека, благоденствие социума и ответственная гуманитарная экспертиза ценностных ориентиров инновационной деятельности как высшие ценности антропологически выверенной политики.