logo search
Программа по гуманитарным дисциплинам

Тема 12. Гносеология и философия науки

Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания. Знание и мнение, вера и убеждение. Обыденное знание и здравый смысл. Познание как «отражение» и познание «как конструирование» действительности. Познание научное и художественное. Чувственный опыт и рациональное мышление. Дискурсивное и интуитивное познание. Интуиция концептуальная и эйдетическая. Этапы познания и уровни знания. Человек как субъект познания. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Включенность объекта в контекст культуры и истории.

Истина как цель познания. Концепции истины: теория соответствия (корреспонденции), теория согласованности (когеренции) и прагматическая концепция истины. Истина – субъективный образ объективного мира. Критика скептицизма и агностицизма. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины. Практика как критерий истины. Истина и ценности. Ценностные предпосылки познания. Виды предпосылочного знания («предубеждения»): мифологемы, верования, идеологемы, мировоззренческие установки, философские принципы и «философемы» здравого смысла, нормы этоса научного сообщества.

Основные аспекты философского анализа науки в системе культуры: наука как система знаний, процесс получения нового знания, социальный институт и особая область культуры. Строение научного знания, механизмы и формы его развития как предмет философии науки. Строение научного знания: факты, обобщения, эмпирические и теоретические знания в различных науках. Особенности языка науки. Критерии демаркации науки и ненауки.

Методы научного познания. Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблема измерения. Средства и методы теоретического познания. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Формализация. Роль математики в развитии науки. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Виды моделей. Возможности компьютерного моделирования и новые информационные технологии. Формы развития научного знания: проблема, вопрос, гипотеза, теория, научная картина мира. Гипотеза, данные опыта и теория. Структура и функции теории. Научная картина мира и многообразие «возможных миров» как концептуальных картин мира.

Модели роста научного знания К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса. «Анархистская эпистемология» Фейерабенда. Эволюционистская модель С. Тулмина. Проблемы философии науки в трудах отечественных исследователей.

Научные сообщества и школы как формы зарождения, воспроизводства и передачи традиций. Творчество, развитие науки, сотрудничество и борьба научных школ. Феномен квазинаучного творчества. Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, теорий, картин мира, стилей мышления и организационных структур научного сообщества. Этос научного сообщества. Дифференциация и интеграция в науке. Взаимосвязь научных и технических революций.