Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
Происхождение и своеобразие античной философии. Предпосылки античной философии: территориально-географические; демографические и социально-экономические; политические и культурные. Свободное время, личная свобода, «агональность» и любознательность греков как основные предпосылки «греческого чуда» − рождения рационалистической традиции в европейской культуре. Основные периоды развития античной философии: (1) натурфилософский; (2) классический и (3) эллинистический. Космоцентризм, универсализм, антиавторитаризм античной философии.
(1) Натурфилософский период: VI–V вв. до н.э. Поиски первоначала в милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Учение о геометро-арифметической структуре Космоса в пифагореизме. Парменид о проблеме бытия и апории Зенона. Учение Гераклита о Логосе, борьбе и гармонии противоположностей, о становлении, об относительности понятий. Атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, ее влияние на учение Эпикура и Лукреция Кара.
Демократические полисы и античное просвещение. Деятельность и взгляды софистов. Протагор: «человек есть мера всех вещей». Доминантные темы софистики − этика, политика, воспитание, риторика, язык, искусство, религия. Софистика как начало поворота античной философии от природы к человеку. Кризис традиционного понимания добродетели и переоценка ценностей. Формирование технического типа философии: знание как ремесло. Свобода духа и опасность этического релятивизма, субъективизма и скептицизма. Интерес к риторике и эристике. Позитивность и деструктивность софистики.
(2) Классический период (сер. V в. – 322 г. до н.э.). Учение Сократа (ок.469–399 до н.э.) как поворотный пункт античной философии. Философия как метод вопрошания и образ жизни. Антисофистичность рационалистической этики Сократа и его учение о единстве знания и добродетели. Особенности философского метода Сократа: прием индуктивно-дефиниторного вопрошания, ирония, майевтика. «Демон» Сократа. Учение о самопознании, самообладании («энкратейя»), самодостаточности («автаркия») и внутренней свободе мудреца. Понимание счастья как внутренней гармонии души. Диалектика «ученого незнания» и образы Сократа в античной культуре (Аристофан, Платон, Ксенофонт).
Платон (427–347 гг. до н.э.). Учение об идеях как умопостигаемом «истинном бытии». Структура умопостигаемой реальности. Чувственный мир как Космос (Порядок). Дуалистическое понимание человека: тело и душа. Бессмертие души, идея метемпсихоза («Федон», «Федр», «Тимей») и индивидуальные циклы реинкарнации. Познание как воспоминание («анамнезис») в диалоге «Менон»: мифологический и майевтический подходы к познанию. «Докса» и «эпистемэ» как ступени восхождения от мнения к научному знанию. «Идеальное государство» и теория воспитания Платона.
Учение Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) и систематизация античного философского знания: философия теоретическая, практическая и «пойетическая». Метафизика как «первая философия». Критика «идей» Платона, концепция единства материи и формы, возможного и действительного бытия. Виды «причин», идея «Перводвигателя» и телеология Аристотеля. Психологические, логические, этические и социально-политические воззрения Аристотеля. Критика философии Платона. Учение о природе и назначении искусства. Влияние Платона и Аристотеля на развитие философии и культуры.
(3) Эллинистическая философия (III в. до н.э. – начало VI в. н.э.). Проблема свободы человека в кинизме. Физика, теория познания и этика Эпикура (341–270 гг. до н.э.). Цель философии – обеспечение безмятежности духа, освобождение человека от страха перед смертью, богами и явлениями природы. Идея случайных отклонений атомов от закономерных траекторий, признание множественности миров. Чувственные восприятия как источник знаний. Поворот от человека-гражданина к человеку-индивидууму («прожить незаметно»). Дружба как наибольшее благо. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик).
Стоицизм: Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н. э.), Эпиктет (II в. н.э.), Марк Аврелий (II в. н.э.). Соотношение души и тела, аналитика страстей и апология бесстрастия. Учение о необходимости, причинности, судьбе, «внутренней свободе» и долге. Совесть как судилище души. Воля как самостоятельная способность души. Идея духовного равенства людей и необходимость нравственного самосовершенствования. Счастье как бесстрастие («апатейя») и бесстрашие. Значение философии для исцеления от страха перед жизнью и смертью.
Неоплатонизм: Плотин (III в. н.э.) и его «Эннеады». Понятия «Единое», «Дух», «Душа», «Природа» («фюзис»). «Природа» как активность, продуцирующая чувственные формы посредством Духа и его идей. Взаимосвязь трёх ипостасей, учение об эманации и экстазе. Философский Эрос, восхождение души человека в «горнее отечество» и воссоединение с «Единым». Прокл (V в. н.э.) и его «Первоосновы теологии». Трансформация античной философии в «христианскую философию».
Вопросы для самостоятельной работы
-
Особенности античной цивилизации и генезис древнегреческой философии. Раннегреческая философия Милетской школы.
-
Философские идеи Гераклита и элеатов.
-
«Антропологический поворот» Сократа.
-
Философия Платона: учение об идеях, «бессмертной душе», познании и «идеальном государстве».
-
Философия Аристотеля: классификация наук, учение о единстве формы и материи, концепция причинности, учение о душе, логика, этика и политическая философия.
-
Философские идеи стоицизма.
- Оглавление
- Цели и задачи изучения курсов социально-гуманитарных
- I. Отечественная история
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства – Киевская Русь
- Литература:
- Тема 2. Удельно-вечевая Русь и монголо-татарское
- Литература:
- Тема 3. Образование единого централизованного
- Литература:
- Тема 4. Московское царство XVI – начала XVII вв.
- Литература:
- Тема № 5. Россия в XVII столетии. «Бунташий век»
- Литература:
- Тема 6. Рождение Российской империи. Реформы Петра Великого. Эпоха дворцовых переворотов
- Литература:
- Литература:
- Тема 7. Россия во второй половине XVIII в. Век Екатерины II
- Литература:
- Тема 8. Российская империя в первой половине XIX в.
- Литература:
- Тема 9. Российская империя во второй половине XIX в. Эпоха великих реформ
- Литература:
- Тема 10. Россия в начале XX в.
- Литература:
- Тема 11. Социалистическая революция в России
- Литература:
- Тема 12. Формирование и сущность советского строя.
- Литература:
- Тема 13. Советский Союз в условиях «холодной войны» и «перестройки»
- Литература:
- Тема 14. Россия на современном этапе развития. Итоги XX в.
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «отечественная история»
- 6. Примерные экзаменационные вопросы
- Основная учебная и справочная литература
- II. Философия
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Программа-конспект дисциплины
- Тема 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
- Литература:
- Тема 2. Античная философия (VI в. До н.Э. – нач. VI в. Н.Э.).
- Литература:
- Тема 3. Философия средних веков (V–хv вв.)
- Литература:
- Тема 4. Философия эпохи Возрождения (хv–хvi вв.)
- Литература:
- Тема 5. Европейская философия Нового времени (хvii–хviii вв.)
- Литература:
- Тема 6. Немецкая классическая философия
- Литература:
- Тема 7. Европейская философия середины хiх–хх вв.
- Литература:
- Тема 8. Основные проблемы русской философии
- Источники:
- Тема 9. Бытие и человеческое существование
- Литература:
- Тема 10. Проблемы социальной философии
- Литература (для самостоятельной работы и контрольных работ):
- Семинар № 2. Проблемы философской антропологии
- Литература:
- Источники:
- Тема 11. Ценностный мир человека
- Литература:
- Тема 12. Гносеология и философия науки
- Семинар № 3. Проблемы научного познания
- Литература:
- Тема 13. Философия истории и глобальные проблемы современности
- Литература:
- Темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «философия»
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Рекомендуемая учебная литература
- 7.1. Справочные издания
- 7.2. Учебники и пособия
- 3. Политология
- Пояснительная записка Требования государственного образовательного стандарта по дисциплине «Политология
- Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планв семинаров и список литературы
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Классификация властей
- Методы и функции политологии
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 2. Политическая система
- Типология политических систем
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 3. Государство как политический институт
- Место и роль государства в политической системе общества
- Классификация государств
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 4. Политические режимы
- Демократический режим
- Тоталитарный режим
- Авторитарный режим
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 5. Политический процесс
- Типология политических процессов
- Политический процесс в России
- Контрольные вопросы
- Литература:
- Тема 6. Личность и политика
- Политическое участие
- Политическая социализация личности
- Контрольные вопросы
- Литература:
- 5. Тесты по дисциплине «политология»
- 6. Экзаменационные вопросы
- II. Социология
- 2. Тематический план и распределение часов
- 3. Содержание курса, вопросы для самостоятельной работы, планы семинаров и списки литературы Тема 1. Характеристика социологии как науки
- Тема 2. Классические и современные социологические теории
- Тема 5. Социальные конфликты (самостоятельное изучение)
- Тема 6. Социология религии (самостоятельное изучение)
- Тема 7. Теория социального развития элементов социальной системы
- Тема 8. Личность как объект социального познания
- Тема 9. Социальные изменения и направления развития современного общества
- План семинара №1 (тема № 4) Социальная структура общества. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность
- План семинара № 2. (тема №9)
- Литература:
- 4. Примерные темы контрольных работ
- Социальные изменения и направления развития современного общества.
- 5. Тесты по дисциплине «социология»
- Кем был впервые введен в научный оборот термин «социология»?
- Что означает понятие социология
- 6. Экзаменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- V. Социология управления
- Тематический план дисциплины и распределение часов
- 3. Содержание курса Тема 1. Общество как объект управления
- Тема 2. Эволюция социологических взглядов на управление
- Тема 3. Диалектико-материалистический подход к анализу управления
- Тема 4. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
- Тема 5. Социология и управленческая практика
- 4. Примерные темы контрольных работ
- 5. Тесты по дисциплине «социология управления»
- 6.Экзменационные вопросы
- 7. Основная учебная и справочная литература
- Требования к контрольным (и курсовым) работам по социально-гуманитарным дисциплинам
- Основные социально-гуманитарные журналы:
- Контрольная работа
- Содержание
- Философская герменевтика и методология социально-
- Образцы оформления источников списка литературы Нормативно-правовые акты
- Статьи из периодических изданий
- Книги и статьи на иностранных языках
- Электронные ресурсы