§ 10. Античная Греция
Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». После гибели античного общества интерес к нему возродился в XIII–XV вв. и сохраняется до настоящего времени.
Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих народов были Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова.
Древняя Греция располагалась в южной части Балкан. Плодородных земель было мало, но Греция располагала полезными ископаемыми (железо, серебро, золото, а также глина, строительный камень, мрамор). Географические условия способствовали развитию мореплавания и морской торговли (бухты и заливы, множество островов в Эгейском море).
Благодаря археологическим находкам Генриха Шлимана (Троя, Микены и Тиринф), Артура Эванса (город Кносс на острове Крит) и дешифровке критского линейного «письма В» англичанином М. Вентрисом историю Древней Греции ведут с крито-микенского периода (3-2-е тысячелетие до н. э.). В ахейской Греции (по названию населявших ее тогда племенахейцев) происходил переход от родовых отношений к государственным. Существовало рабство. Высокого уровня достигли ремесло и техника, строились мощные дворцы-крепости. На острове Крит с именем царя Миноса связывают появление первых законов, возникновение мощной морской державы. Около 1500 г. до н. э.минойская цивилизация погибла от какого-то страшного катаклизма (предполагают землетрясение, цунами, вражеское нашествие, возможно, и сочетание всех этих факторов).
На рубеже XIII–XII вв. до н. э. ряд ахейских государств под общим руководством Микен и царя Агамемнона предприняли поход против Трои (Илиона), сильного государства на северо-западе Малой Азии. Десятилетняя война, которую некоторые исследователи называют «первой мировой», первой войной «между востоком и западом», получила отражение в эпической поэме «Илиада», которую одни считают гениальным творением слепого певца Гомера, жившего значительно позже, а другие называют величайшей мистификацией. Бесспорным является то, что боги и люди, участвовавшие в тех событиях (Афина, Посейдон, Парис и Елена, Ахилл и Патрокл, Эней и Гектор, Одиссей и Менелай), давно заняли свое место в мировой культуре. Их реальная или вымышленная жизнь, взаимоотношения, нравственный облик давали и дают обильную духовную пишу многим миллионам людей39. В рамкахгомеровского периода (вторая половина 2-го тысячелетия – начало 1-го тысячелетия до н. э.) Греция пережила катастрофическое нашествие дорийских племен с Севера, результатом которого была примитивизация греческого общества40.
В архаический период (VIII–VI вв. до н. э.) на территории Древней Греции произошла цивилизационная революция, одна из важнейших в мировой истории. Необходимость бережно использовать ограниченные земельные угодья при сложном горно-долинном рельефе местности в условиях постоянного обнажения, выветривания почвы, была, по мнению А. Д. Тойнби, тем «вызовом», который побудил творческую мысль древних греков и обусловил их «ответ».
Во-первых, участки земли стали индивидуальной частной собственностью. Во-вторых, собственники земли объединились для совместного решения общих проблем вгорода-полисы, одним из которых являлись Афины. В Афинах в 594 г. до н. э. архонтСолон отменил все существовавшие долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Афинские граждане были разделены на четыре группы в зависимости от размера их земельных владений. Роль народного собрания значительно возросла, фактически родиласьафинская демократия. В архаический период греки стали культивировать маслины. Оливковое дерево считается даром богини Афины жителям города. Действительно, оливковые деревья оказались весьма удачным приобретением. Их корневая система хорошо удерживала почву. Они были приспособлены к местным климатическим условиям. Маслины, оливковое масло являлись полезным, универсальным продуктом и отличным экспортным товаром.
В поисках новых территорий, пригодных для обработки земель население греческих городов стало осваивать берега Средиземного и Черного морей. В Малой Азии и на островах Эгейского моря появились Эфес, Милет, Галикарнас. На восточном направлении по берегам Черного моря возникли Византии, Синоп, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др. На западном направлении были основаны Массилия в Галлии, Сагунт в Испании и т. д. Колонии (в пер. с лат. «поселение») имели собственную конституцию, гражданство, свои суды, законы, монеты. Они были самостоятельны и независимы от метрополии («материнского города») и нередко превращались в крупные, самостоятельные центры. Создание колоний способствовало развитию мореплавания, торговли, росту жизненного уровня горожан. Благоприятные материальные условия, наличие избыточного продукта, богатства, достаточного свободного времени способствовалидуховному творчеству, обеспечивали развитие и востребованность интеллектуальных способностей свободных греков. Немаловажную роль игралосоревнование, дух соперничества, которое греки называли «агон», а также амбиции знатных родов, отдельных политиков. Дух соревнования, противоборства, активность проявлялись не только в частых войнах, но и в Олимпийских играх (с 776 г. до н. э.), в состязаниях поэтов, актеров и т. д.
Историки выделяют следующие основные факторы становления античной цивилизации:
ускорение темпов культурной эволюции в основных цивилизационных зонах;
развитие товарно-денежных отношений;
освоение письменности, новый уровень накопления знаний;
совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь;
возникновение и распространение морально-этических учений;
интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.
Временем наивысшего расцвета античной цивилизации стал классический период (V– первая половина IV в. до н. э.). В 492–479 гг. до н. э. греки выдержали тяжелейшую борьбу против персов. Сражения при Марафоне, Фермопилах, Платее, морское сражение у острова Саламин продемонстрировали мужество, патриотизм, свободолюбие небольшого греческого народа, сплотившегося вокруг Афин и Спарты.
Первоначально разобщенные греческие города-государства в ходе военных действий сплотились в Афинский морской союз (более двухсот общин). Постепенно Афины установили свою политическую гегемонию, стали распоряжаться общесоюзной казной, а союзники фактически превратились в зависимых подданных. Афины богатели за счет резко расширившегося применения труда рабов (в ремесленных мастерских – эргастериях, на Лаврийских серебряных рудниках, в домашнем хозяйстве). Огромный размах приобрела торговля. Из Фракии и Причерноморья поступал хлеб, из Африки – слоновая кость, из стран Востока – пряности, из Италии – железо и медь. Из Причерноморья завозили лес, смолу, мед, кожу, соленую рыбу. Из самой Аттики вывозились оливковое масло, вино, металлические и гончарные изделия. «К нам со всей земли стекается все, и мы можем наслаждаться благами других народов так же легко, как если бы они были плодами нашей собственной земли», – говорили в Афинах.
Пика своего могущества античные Афины, античная цивилизация в целом достигли при Перикле (490–429 гг. до н. э.). При нем избирательное право было расширено, введена жеребьевка при выборах, государственные должности стали оплачиваться. Народное собрание ежедекадно решало все вопросы внутренней и внешней политики. За выполнением принятых законов и деятельностью должностных лиц следил совет 500. Суд осуществлялся полноправными гражданами(суд присяжных или гелиэйя). Большую роль играла коллегия стратегов из 10 человек, в которую десять раз подряд избирался Перикл. Афинская демократия41была ограниченной, т. к.избирательных прав были лишены рабы, иностранцы (метеки) и женщины, что, впрочем, для того времени и особенностей полисной организации нельзя не признать вполне разумным.
• Имена. Перикл
Перикл (ок. 490–429 гг. до н. э.). Афинский стратег (главнокомандующий) в 444/443-429 гг. до н. э. (кроме 430-го). Происходил из старинного и знатного рода. Его отец победил персов при мысе Микале. Перикл был выдающимся политиком, оратором и организатором. «В народе, имеющем столь сильную власть, возникают, естественно, всевозможные страсти. Перикл один умел искусно управлять ими, воздействуя на народ главным образом надеждой и страхом, как двумя рулями: то он сдерживал его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободрял и утешал его. Он доказал этим, что красноречие, говоря словами Платона, есть искусство управлять душами и что главная задача его заключается в умении правильно подходить к различным характерам и страстям, будто к каким-то тонам и звукам души, для извлечения которых требуется прикосновение или удар очень умелой руки. Однако причиной этого была не просто сила слова, но, как говорит Фукидид, слава его жизни и доверие к нему: все видели его бескорыстие и неподкупность. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, из которых иные заключали договоры с ним, обязательные даже для их сыновей, он ни на одну драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец»,–счел необходимым особо подчеркнуть столь редкое у политиков сочетание достоинств выдающийся биограф Плутарх42. На протяжении всей своей жизни Перикл получал доходы со своей земли и жил только на них. Хотя подрастающие сыновья были недовольны чрезмерной отцовской скромностью, Перикл до конца своей жизни остался верен своим принципам.
Женой Перикла была Аспазия, ставшая мировым символом редкого сочетания красоты, ума и образованности. Не удивительно и то, что при определенном стечении неблагоприятных обстоятельств Перикл впал в немилость у народа, был лишен должности, оштрафован. Ему, правда, удалось довольно быстро восстановить свое влияние, но вскоре выдающийся афинянин, «Олимпиец», умер во время эпидемии.
При Перикле Афины украсились произведениями великих архитекторов, скульпторов и художников. Друзьями Перикла были философ Анаксагор, скульптор Фидий, поэт-трагик Еврипид и др. До наших дней сохранились здания, воздвигнутые на афинском акрополе: Парфенон (храм Афины, покровительницы города), Пропилеи (парадный вход в Акрополь), Эрехтейон (храм в честь легендарного афинского царя). Перикл установил «театральные деньги» – оплату билетов в театр для беднейшего населения, т. к. видел в театре не только зрелище, но и средство духовного просвещения.
Падение и смерть Перикла пришлись на начало Пелопонесской войны, которая с перерывами продолжалась 27 лет. Борьба двух коалиций, возглавляемых Афинами и воинственной Спартой43, которая победила, привела к кризису греческого общества. В первой половине IV в. до н. э. началась «война всех против всех», в результате чего большинство греческих городов-полисов были вынуждены подчиниться своему северному соседу – Македонии.
Аристотель так характеризовал государственный строй Афин в V–IV вв. до н. э.:
«Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба – граждане.
На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителем водопроводов. На эти должности избирают поднятием рук. Кроме того, поднятием рук избирают и на все военные должности.
Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы.
Главному народному собранию полагается производить проверку действий властей – находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления (о преступлениях против государства) все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства и о наследницах, чтобы все были осведомлены о каждом открывшемся наследстве.
Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, мог рассказать народу о каких пожелает общественных и личных делах.
Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме (серебряная монета 4,37 грамма, делилась на 6 оболов), а за главные – по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов (дежурных членов Совета), прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый, причем они содержат глашатая и флейтиста.
Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести. Большинство судебных отделений состоят из пятисот одного члена. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т. е. тройного суда.
Баллотировочные «камешки» – медные с трубочкой посредине; одна половина их – просверленные, другая – цельные. Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка – просверленный и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, чтобы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных. В суде стоят две амфоры – одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение, деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое может пройти только один баллотировочный камешек… За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый».
Последний, эллинистический период в истории Древней Греции открывается походами Александра Македонского (356–323 гг. до н. э., царь македонский с 336 г. до н. э.). Еще отец Александра Филипп, заимствуя достижения греческой цивилизации, создал мощную армию. Он ввел построение войск в виде фаланги, состоявшей из 16–20 рядов. Каждый пехотинец был вооружен длинным копьем (сариссой), коротким мечом, бронзовым щитом. Голову защищал шлем, а туловище – кираса. Копья были разной длины, могли наращиваться. Фалангу, ощетинившуюся копьями, было очень трудно одолеть. Филипп установил четкое взаимодействие родов войск под единым командованием. Ударную силу составляли тяжеловооруженные конники из македонской знати. В отличие от греков, Филипп старался преследовать врагов до полного уничтожения. Он стал использовать своеобразную «артиллерию»: приспособления, которые с помощью пружинного механизма выбрасывали огромные камни, способные разрушить городские стены. Гелеополидами (покорительницами городов) называли громадные осадные машины, тараны. Военная реформа Филиппа была одной из самых серьезных инноваций в военном деле. Филипп объединил все греческие государства, став их гегемоном (лидером). В 337 г. до н. э. он объявил войну персам, но в следующем году был убит (предположительно в интересах жены, царицы Олимпиады, или сына Александра). В 1977 г. археологи обнаружили гробницу, в которой находились останки знаменитого македонского царя.
• Имена. Демосфен. Цицерон
Демосфен (384–322 гг. до н. э.). В греческих городах-полисах, в древних Афинах высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать сограждан в своей правоте. Величайший оратор Демосфен горячо призывал греков к борьбе против захватнической политики Филиппа II. «Филиппиками» стали называть гневные обличительные речи. Демосфен участвовал в сражении с македонцами при Херонее (338 г. дон. э.). Он успешно защитил себя на суде от обвинений во взяточничестве и трусости в бою. Однако «македонская партия» среди афинян была очень влиятельной. Уже после смерти Александра Македонского и неудачного восстания греков против македонцев Демосфен покончил с собой, чтобы избежать казни по ложному обвинению в казнокрадстве.
В Древнем Риме непревзойденным оратором являлся Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Славу он приобрел выступлениями в качестве оратора в гражданских и уголовных судах. Активно участвовал в политической жизни, защищая республиканские порядки. Речи, письма и научные труды Цицерона вошли в сокровищницу мировой культуры.
Сын Филиппа Александр Македонский нанес персам сокрушительное поражение. В 334 г. до н. э. он начал свой восточный поход, имея 30 тыс. пехоты, 5 тыс. конницы и флот в 150–160 боевых судов. В битвах при реке Граник, у города Исса, близ местечка Гавгамелы он разгромил численно превосходившую его армию Дария III, занял три его столицы: Вавилон, Сузы и Персеполь. В северной Индии он разбил войско царя Пора, которому не помогли даже боевые слоны. За десять лет непобедимый полководец создал огромную монархию, в которой хотел построить жизнь на разумных началах (учителем Александра был великий Аристотель) и без войн. Благодаря Александру Македонскому влияние греческой культуры распространилось на всю тогдашнюю Ойкумену (известную грекам часть Земли), а в связи с тем, что сами греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой (от слова «солнце», от него же произошло имя Елена), новая эпоха и даже цивилизация стали называться эллинистической. После ранней смерти великого завоевателя, а он не достиг и 33 лет, его империя распалась из-за амбиций эпигонов (с греч. – родившиеся после), бывших полководцев Александра. Они основали новые династии, которые правили ранее завоеванными землями. В последовавшие два века собственно греческие государства продолжали слабеть и постепенно вошли в состав Римской державы.
• Имена. Александр Македонский (Великий)
Александр Македонский (Великий) (356–323 гг. до н. э.). Царь Македонский, полководец и создатель империи. При рождении Александра было немало знамений. В частности, в ночь его рождения Герострат поджег храм Артемиды Эфесской. Александр Македонский стал первым полководцем, не потерпевшим ни одного поражения. Он создал одну из самых крупных мировых империй. Он сосредоточил в своих руках огромные богатства, в частности, все золото тогдашнего мира. Основал много новых городов. Самый известный – порт Александрия в Египте. Александрия Египетская стала новой столицей. Александр женился на дочери побежденного персидского царя Роксане. Умер в возрасте 32 лет44. Его наследников умертвили. Империю поделили военачальники Александра. Один из них – Птолемей – стал царем Египта и основателем династии Птолемеев. История жизни Александра Македонского неоднократно экранизировалась. В 60-е гг. XXв. его роль сыграл Ричард Бартон, а в начале XX/в.–Колин Фаррел.
• Инновации. Мусейон и Библиотека
Птолемей Сотер («Спаситель»), основатель державы Птолемеев, хотел превратить свою столицу Александрию в великий культурный центр. По его приглашению перипатетик Деметрий Фалерский, ученик ученика Аристотеля создал Мусейон – «святилище муз», храм наук.
Комплекс Мусейона и Библиотеки включал в себя залы для лекций и научной работы, зал для трапезы, помещения для ученых, поэтов и философов, ботанический сад, зоопарк, обсерваторию и анатомический театр. Через непродолжительное время в Александрийской библиотеке насчитывалось около 400 тыс. свитков папируса (томов), а во времена Цезаря – 700 тыс. свитков. Для Мусейона была выкуплена библиотека Аристотеля. В эллинистический период появились произведения более 1400 авторов. В Александрийской библиотеке переводились и комментировались многочисленные тексты (Ветхий Завет и др.), апокрифы, подготавливались словари, грамматики. Библиотекарь (глава Библиотеки) Каллимах составил в 120 томах «Каталог писателей, просиявших во всех областях образованности, и всех их сочинений». Это был мощный историко-литературный свод, не просто библиографический каталог, а аннотированный указатель.
Библиотека несколько раз горела. В 391 г. фанатики-христиане разрушили Myсейон и уничтожили значительную часть Библиотеки. Остальная часть погибла (или была тайно вывезена) во время захвата Александрии арабами.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература