§ 9. Турция – «больной человек Европы»
Реформы проводились даже в Турции. Милитаризм и паразитизм, лежавшие на протяжении веков в основе существования турецкой империи, в сочетании с экономическим отставанием от ведущих европейских держав (натуральное хозяйство, распыленность ремесел, слабость городов и промышленности) привели к затяжному кризису Турции, к превращению ее в «больного человека» (слабеющее государство) Европы. Процесс «выздоровления» этой мусульманской страны, пути ее исторической трансформации могут служить еще одним ярким примером того, что социально-политическое творчество в рамках «модернизации» и «вестернизации» требует разрешения множества национально-специфических проблем, а проблема «реформы – революция – реакция» имеет множество вариантов.
В войнах с Россией и Францией Турция понесла значительные территориальные потери на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе. Обособились берберские княжества Аравии. В 1829 г. при поддержке европейских держав независимость получила Греция. В 1830 г. была признана автономия Сербии. В 1829 г. Франция установила протекторат над Алжиром. Старая военно-ленная система не позволяла Турции сформировать современную и многочисленную армию. Развитие морской торговли, давление европейского капитала на восточном направлении создавали угрозу превращения Турции в полуколонию. Внутри страны сохранялось немало феодальных пережитков, проблемой являлось резкое правовое неравенство мусульман и иноверцев.
В первой трети XIX в. стало формироваться новое войско на основе рекрутских наборов с унифицированным вооружением и государственным обеспечением. Был ликвидирован корпус янычар, разгромлено восстание гвардейцев, мусульманских фанатиков, распущены некоторые мусульманские ордена. Местное управление было унифицировано. Великий визирь сталпремьер-министром, появились правительственные советы и министерства.
С 1839 г. по начало 70-х гг. XIX в. в турецком обществе проводились реформы, которые получили название танзимат («упорядочение», «реформы», «преобразования»). Султан Абдул-Меджид реализовал программу, которую разработал бывший посол во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800–1858). В султанском манифесте (1839 г.) впервые в мусульманско-восточной традиции содержаласьидея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Декларировались свобода собственности, безопасность жизни, охрана чести и достоинства «без различия вероисповедания и национальной принадлежности». Запрещалась конфискация имущества, вводились соразмерные налоги, ужесточалось преследование взяточничества, армия перестраивалась по прусскому образцу.
При управителях крупных территориальных образований – вилайетов и санджаков – были созданы меджлисы – совещательные органы с участием даже немусульман. В 1856 г. было провозглашено полное равенство мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении. Общины греков, армян, евреев и другие получили официальный статус, и немусульмане, составлявшие большую часть городского, торгово-ремесленного населения, образованных слоев, стали допускаться к государственной службе. Были реорганизованы система юстиции, тюрьмы, были упразднены следственные пытки, началась кодификация законодательства.
В городах отменили цеховые регламенты. Создавалась сеть светских образовательных учреждений под руководством созданного министерства просвещения. Европеизация страны обеспечивалась предоставлением прав и льгот иностранному капиталу, благодаря режиму капитуляций, в соответствии с которым иностранцы получали значительные таможенные льготы, были неподсудны местным властям и т. д. Турция начала втягиваться в мировой рынок, стали развиваться промышленность, дороги, связь. Одновременно росло национальное самосознание, формировалась интеллектуальная оппозиция.
Вершиной Танзимата стало принятие Конституции в 1876 г. Движение «новых османов» считало, что это позволит получить поддержку европейских стран в борьбе с Россией. За подданными султана признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности – на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, на свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Предусматривался созыв двухпалатного парламента. Члены Сената назначались султаном пожизненно. Нижняя палата избиралась. Султан назначал правительство, мог распустить парламент, мог объявить военное положение, он контролировал внешнюю политику, обнародовал законы.
Парламент был действительно созван, но очень быстро распущен. Многие «новые османы» были казнены. При слабом султане у клерикально-дворцовой оппозиции хватило сил совершить государственный переворот и установить режим «зулюма» (деспотии, тирании). Эпоха Танзимата в истории Турции закончилась. Конституция 1876 г. прекратила свое действие.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература