§ 10. Человек в восточных цивилизациях
Противостояние Запада и Востока пронизывает практически все временное пространство существования мировой цивилизации. «Первой мировой войной», первым масштабным столкновением формирующейся западной и во многом сложившейся восточной цивилизаций называют Троянскую войну. Противоборство продолжилось в эпоху греко-персидских войн (Vb. до н. э.), походов Александра Македонского (IVb. до н. э.), римских императоров, арабских завоеваний (VII–VIII вв.), крестовых походов (XI–XIII вв.), экспансии монголо-татар (XIII в.) и Османской империи (XIV–XVII вв.), колониального натиска европейских держав (XVI–XIXbb.) и антиколониального, национально-освободительного движения в странах Азии, Африки, Латинской Америки (XIX–XX вв.). История мировых цивилизаций (мировой цивилизации, всемирная история) в учебной литературе западных стран и России излагается преимущественно с позиций западного человека. Мировой прогресс также связывается в основном с развитием западного, динамичного типа цивилизации. Однако было бы не совсем правильно оставить без внимания «мир человека Востока».
Выше говорилось о широком распространении английского языка. Но значительно большая часть человечества вполне обходится китайским, арабским, хинди, японским и множеством других языков, получивших распространение в странах Востока. Если некоторые народы бывшего СССР переводят свою письменность с кириллицы на латиницу, то об отказе китайцев, японцев, арабов и других народов от сложившихся систем письменности что-то не слышно.
В то же время в развивающихся странах насчитывается около 900 млн неграмотных взрослых, две трети из них составляют женщины. Даже при наличии доступа к начальному образованию дети из бедных семей редко его получают. Многие рано начинают работать и бросают обучение. А при низком уровне образования многие взрослые не могут претендовать на высокооплачиваемую работу. Ряды бедняков непрерывно пополняются.
Кому-то жизненный уклад, образ жизни, обычаи и традиции, менталитет восточных народов кажутся неподвижными, консервативными, отсталыми, подлежащими реформированию. Однако сами эти народы охотно используют современные научно-технические достижения западного общества, приобретают современное оружие, целенаправленно используют имеющиеся средства. Например, благодаря прогрессу в медицинских технологиях, общественном здравоохранении и образовании развивающимся странам удается «получать больше здоровья» на единицу национального дохода.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
В Африке живет до ста миллионов христиан и еще больше мусульман, но во взаимоотношениях мужчин и женщин огромную роль играют древние, а также племенные обычаи. Учебников, романов, руководств по африканскому сексу практически нет.
Во многих частях Африки мужское обрезание проводится в подростковом возрасте без анестезирующих средств и считается для мальчиков проверкой на мужество. С помощью клитородектомии по-прежнему уродуется чувственность значительной части африканских женщин. Брак зачастую остается контрактом между семьями. Законные свадьбы сопряжены со значительными расходами, и многие африканцы предпочитают менее затратные традиционные племенные церемонии, которые церковь предпочитает признать. Полигамия или полиандрия обычно объясняется материальными обстоятельствами.
Существуют разного рода ограничения во время менструации и беременности. Строго запрещены аборты. К мастурбации и гомосексуализму отношение зависит от местности.
В целом большинство африканцев не отказывается от радостей сексуальной жизни, но в связи с массовым заболеванием СПИДом правительства многих африканских стран пытаются найти способы предотвратить развитие этой страшной эпидемии.
Но «люди Востока», жители развивающихся стран не спешат воспринимать нравы, ценности, жизненные принципы «людей запада». Понимание свободы, счастья, жизненного успеха у китайцев, индийцев, иранцев, турок235, японцев, вьетнамцев, племен Африки, Австралии, бассейна Амазонки представляет собой достаточно пеструю картину. Взгляд «людей востока» на окружающий мир весьма отличается от аналогичных жизненных ориентиров у американцев, канадцев, французов, англичан, немцев, шведов и т. д. Для проведения подлинно научного сравнительного анализа необходимо выработать убедительные критерии. Индексом развития человеческого потенциала здесь вряд ли можно ограничиться.
С позиций авторского подхода к изучению истории цивилизаций во многих восточных странах на протяжении длительных исторических периодов существовали вполне адекватные условия для творческой деятельности людей. Вклад восточных цивилизаций в «копилку» мировой культуры не менее весом, чем вклад западной цивилизации (см. сюжеты об инновациях). Даже опыт «застывших» цивилизаций представляется весьма поучительным. Способность к выживанию на протяжении веков австралийских аборигенов, африканских бушменов и даже каннибалов в различных частях света представляет собой разновидность творческого «ответа» рода человеческого на особые условия существования, заслуживает изучения и осмысления.
Восточные цивилизации (цивилизации восточного типа) сложились раньше, чем западная цивилизация. Опыт, накопленный в первые тысячелетия существования этих цивилизаций, нашел свое воплощение в древнейших (тотемизм, фетишизм, зороастризм, буддизм, иудаизм, конфуцианство) и более поздних религиях (христианство, ислам). Религии определили основы жизненного существования последующих поколений, сохраняют свое влияние и в начале XXI в.
К настоящему времени творческий потенциал восточных цивилизаций представляется огромным. Однако, по расчетам экономистов, всего около десятка развивающихся стран мира могут сегодня рассчитывать догнать развитые страны по уровню ВНП на душу населения за период менее одного столетия. Это те страны, в которых годовой темп роста этого показателя превышает средний показатель для развитых стран более чем на 1 %. В свете такой перспективы пребывание значительной части людей в рамках восточных цивилизаций представляется очень важным фактором мировой стабильности. Сотни миллионов людей привыкли довольствоваться малым, терпеть и не роптать на судьбу. Один из наблюдательных «белых людей» заметил, что бедный индус от горсти риса, которую он может жевать весь день, получает больше удовольствия и пользы, чем англичанин или американец от сытного обеда. Такое положение человека в восточных цивилизациях многих устраивает.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература