§ 4. Великая Французская революция
Правовой статус личности в далекой Америке, формы политических, социальных и иных отношений стали предметом постоянного внимания со стороны европейцев, которые сами прокладывали новые пути развития цивилизации. Событием, наложившим огромный отпечаток на все мировое развитие, стала Великая Французская революция 1789–1799 гг.
Во Франции, как и в Англии и во многих других странах, революция началась с проблемы денег. После кратковременного хозяйственного подъема и мощного взлета национальной культуры, связанного с именами Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. Г. Б. Шабли, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха и других, страна к 80-м гг. XVIII в. оказалась на грани финансового банкротства.
• Имена. Пьер Бомарше
Пьер Бомарше (1732–1799), французский драматург. Сын часовщика, богатый торговец Бомарше выступал с критикой сословных привилегий и господства аристократов, отразил взгляды третьего сословия накануне Великой Французской революции. Во время войны США за независимость на свои деньги снарядил корабль для отправки офицеров и снаряжения в помощь американцам. Фигаро, герой пьес «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), стал символом своего времени. Фигаро, представитель третьего сословия, является воплощением ума, энергии, оптимизма на фоне никчемных и легкомысленных аристократов. После постановки «Женитьбы Фигаро» Бомарше посадили в тюрьму, но вскоре выпустили. Сюжеты Бомарше использовали Моцарт и Россини для создания великолепных опер.
Король Людовик XVI вынужден был собрать представителей сословий – Генеральные Штаты. (Этот французский парламент возник еще в 1300 г., но собирался нерегулярно, а с 1614 г. не собирался вовсе.) Генеральные штаты, как и английский парламент в предыдущем веке, должны были санкционировать новые налоги. Но вместо этого депутаты от третьего сословия (буржуа, ремесленники, крестьяне, рабочие), собравшись отдельно, провозгласили себя 9 июля 1789 г. Учредительным собранием, целью которого стали выработка конституции, ограничение королевской власти, изменение государственного строя Франции. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, захватило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 г. восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию. Через год ее срыли и поставили табличку: «Здесь танцуют». Штурмом Бастилии началась Великая Французская революция.
• Имена. Вольтер
Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ) (1694–1778). Французский писатель и философ-просветитель. С детства Вольтер был наблюдательным, развитым ребенком, с семи лет писал стихи и трагедии. Учился в иезуитской коллегии, после окончания которой занимался литературной деятельностью, изучал право. За обличительные стихотворения его заключали в Бастилию.
В молодые годы Вольтер был эпикурейцем. В последующем опубликовал трагедии («Брут»), повести, романы, поэмы, в которых поднимались исторические и общественно значимые проблемы. В публицистике, исторических сочинениях выступил как критик феодально-абсолютистской системы, пороков цивилизации. Боролся за веротерпимость, против церковного мракобесия. В оценке роли церкви в жизни общества Вольтер дошел до призыва «Раздавите гадину!» Он не был атеистом и считал, что религию надо сохранить для народа, чтобы удерживать его в повиновении. «Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать»,–говорил он. В «Философских письмах», «Философском словаре» Вольтер обосновывал неизбежность глубоких изменений в жизни Франции и Европы. Он не был сторонником ограничения частной собственности и ждал перемен от просвещенного государя-философа. В России вольтерьянством называли дух свободомыслия, иронии, пафос ниспровержения авторитетов.
26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В ней провозглашалось, что люди рождаются и остаются свободными, равными в правах. За каждым человеком и гражданином признавались свобода личности, свобода слова, право на безопасность, право на сопротивление угнетению, право собственности. Унаследованные от Просвещения гуманистические принципы, утвержденные Английской, Американской и Французской революциями, легли в основу идеалов современной цивилизации, начали свое победоносное шествие по странам и континентам.
В самой Франции революция сопровождалась ожесточенной политической борьбой различных политических группировок, мощными крестьянскими выступлениями, многочисленными изменениями в политической, экономической и духовной жизни народа. Кардинально был решен аграрный вопрос, общинные земли и эмигрантские земли (противников революции) передавались крестьянам для раздела. Полностью, без всякого выкупауничтожались все феодальные права и привилегии. В стране возникло несколько миллионов частных мелких крестьянских хозяйств.Церковь была отделена от государства, короля казнили, а принятая вскоре после этого Конституция 24 июня 1793 г. провозглашала Францию республикой.
В Конституции говорилось: «Каждый родившийся и имеющий местожительство во Франции, достигший 21 года; каждый иностранец, достигший 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года, или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством, допускается к осуществлению прав французского гражданина… Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан. Народ непосредственно избирает представителей. Он поручает выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и гражданских. Народ обсуждает и постановляет законы»138.
В ходе революции появлялось много нового в самых различных областях жизни: новые праздники, новые обычаи, новые одеяния, новое искусство, новые отношения между мужчинами и женщинами, например, были сняты прежние католические ограничения на разводы139.
• Мужчина и женщина в истории цивилизаций
Любые серьезные изменения в социально-экономическом строе обычно сопровождались значительными подвижками в сфере семейных и любовных отношений. Французская революция в противовес распущенности предреволюционного периода провозгласила моральную чистоту, уважение к семье. Любовь рассматривалась как добродетель, а измены – как возвращение прежнего образа жизни. Можно привести аналогию с этической программой раннего христианства, которая в первые века нашей эры противопоставлялась нравственной деградации Римской империи. Под влиянием идей Руссо в революционный период проявились и антифеминистские настроения. Женщинам отводилась сфера деятельности, относящаяся к их природе. Суфражистки, участницы движения за предоставление избирательного права женщинам, были лишены своего клуба в Париже. Феминистские выступления подавлялись. В то же время была введена гражданская регистрация браков и разводов. Создавались учреждения, призванные заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей.
Был введен новый календарь с новыми названиями для каждого месяца.
В календарь вместо семидневной недели, упраздненной как пережиток прошлого, была введена новая единица времени – десятидневка или декада. Дни декады имели названия: примиди – первый, дуоди – второй, триди – третий и т. д. Зимние месяцы (с 21 декабря по 20 марта) назывались: нивоз (месяц снегов), плювиоз (месяц дождей), вантоз (месяц ветров) и т. д. В конце простого года (12 месяцев по 30 дней) добавлялось 5 дней. В конце високосного – 6 праздничных дней – «санкюлотид» (первый – Праздник гения, второй – Праздник труда, третий – Праздник подвигов, четвертый – Праздник наград, пятый – Праздник мнения, шестой – посвящался спортивным играм и состязаниям). Календарь Великой Французской революции был принят Национальным Конвентом 5 октября 1793 г. Упразднен в 1805 г. Специальная комиссия разработала единую систему мер и весов. Науке вообще придавалось огромное значение как силе, способной указать правильный путь развития нации.
Одновременно происходило перерождение революции, тех идей и людей, с которыми было связано ее начало. Концом революции считается 9 ноября 1799 г., когда выдвиженец революции республиканский генералНаполеон Бонапарт установил режим личной диктатуры. Европа вступила в эпоху наполеоновских войн, которая стала переходным периодом к следующему этапу развития европейской западной цивилизации.
• Инновации. Метр, единица длины, основная единица системы измерений
Современная Международная метрическая (десятичная) система была разработана во Франции, в период Великой Французской революции в соответствии с декретом Национального собрания о реформе мер. Комиссия Французской академии наук, в которую вошли выдающиеся ученые Кондорсе, Борда, Лагранж, Тилле и Лавуазье, высказалась за введение десятичной системы. (Англия и США сохранили свою систему мер до сих пор). Метр был предложен в 1790 г. одновременно с системой мер как длина, равная одной десятимиллионной части четверти Парижского меридиана. Результаты работы французской академии наук были утверждены в декабре 1799 г. Появился «метр» от греческого слова «метрон» – «мера», «ар» – от греческого слова «арос» – «пахота», «литр» от греческой «литры» и «грамм», равный весу чистой воды в объеме 0,01 м3 при температуре 0 °С(от греческого слова «грамма» – обозначение, надпись). Метрическая система в мире утверждалась почти век. К 1889 г. были изготовлены прототипы (эталоны) метра и килограмма из иридиевой платины.
В России долгое время использовались такие метрические единицы, как пядь, локоть, сажень, верста, десятина, четь, берковец, пуд и др. Российская академия наук выступила за введение в России метрической системы еще в 1869 г., но только в 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О введении Международной метрической десятичной системы мер и весов».
Современное (1983) определение метра – длина пути, проходимого светом в вакууме за 1/29 972 458 долю секунды. С 1981 применяется Международная система единиц – совокупность основных (независимых) и производных единиц физических величин, отражающая взаимосвязи этих величин.
• Тексты. Декларация прав человека и гражданина (1789) •
Представители французского народа, образовав Национальное Собрание и полагая, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности…
· Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
· Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
· Источник суверенитета зиждется, по существу, в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника.
· Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.
· Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.
· Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает покровительство, так и в тех случаях, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и способностями.
· Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный закон, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; каждый гражданин, вызванный (органами власти) или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.
· Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения.
· Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.
· Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.
· Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
· Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
· На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию.
· Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, свободнодавать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
· Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
· Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.
· Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература