§ 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
Деятельность людей на протяжении 5-6-го тысячелетий существования начальных цивилизаций обеспечила создание основ благополучного развития рода человеческого. Нет такой сферы жизни, в которой в древности не были бы совершены эпохальные творческие открытия, не введены новшества, принятые повсеместно. Цивилизационный подход позволяет в полной мере оценить то, чем мы обязаны своим предшественникам, а также помогает увидеть, что у людей в разных точках земли значительно больше общего в организации жизни, чем кажется на первый взгляд.
Взаимодействуя с Природой, Человек постоянно усовершенствовал материальную базу своего существования.
Особое значение имело развитие земледелия, особенно орошаемого, связанного со строительством искусственных рукотворных систем, позволявших поддерживать баланс с природными стихиями. В древнейший период было выведено большинство культурных злаков и растений: пшеница, ячмень, просо, рис, лен, хлопчатник, бахчевые культуры, виноград, финиковые пальмы и т. д. Земледелие стало надежным источником самых разнообразных продуктов питания. Люди научились не только выращивать, но и хранить продукты земледелия. Работа с землей вплоть до XX в. была основной сферой деятельности подавляющей части населения в большинстве стран мира. Занятия земледелием означали оседлость, устойчивость, уверенность в жизни, хотя сохранявшаяся зависимость от капризов природы, отсталость социальных отношений часто снижали возможную эффективность работы с землей. «Тем, кто работает своими руками, она дает упражнения, а тех, кто заботливо наблюдает за полевыми работами, укрепляет тем, что заставляет рано вставать и быстро ходить, ибо в деревне, как и в городе, все хорошо делать в свое время… Земля побуждает земледельцев также защищать страну с оружием в руках, потому что хлеб, производимый ею, легко может стать добычей победителя… Хорошо сказал тот, кто земледелие назвал матерью и кормилицей всех искусств. Действительно, когда хорошо идет земледелие, тогда и все прочие занятия процветают; где же земля принуждена оставаться невозделанною, там, можно сказать, все занятия приходят в упадок и на суше, и на море», – считал греческий историк Ксенофонт.
В древнейшую эпоху происходил процесс отделения скотоводства от земледелия. Собака, коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд, слон и др. стали служить человеку. О сложности доместикации (одомашнивания) животных свидетельствует то, что из многих десятков тысяч в принципе пригодных к одомашниванию видов лишь немногим более 30 удалось одомашнить. В их числе 19 из класса млекопитающих, 9 из класса птиц (курица, индейка, гусь и др.), 2 вида костных рыб (карп и золотая рыбка), 2 вида насекомых (шелкопряд и пчела). Нетрудно заметить, что после эпохи древних цивилизаций людям последующих эпох оставалось лишь главным образом сохранять и совершенствовать породы, выводить новые, приспосабливать их к разным климатическим условиям. Развитие домашнего животноводства значительно улучшило питание, здоровье и самочувствие человека. Возникли самостоятельныескотоводческие, кочевнические цивилизации, что, с одной стороны, способствовало специализации, развитию товарообмена, но, с другой, послужило основой для противоборства оседлого и кочевого образов жизни.
Необходимым условием благополучия древнейших обществ было умение добывать и обрабатывать металлы. Из меди, бронзы, железа изготавливались долговечные орудия труда, предметы повседневного обихода, а также оружие. Серебро и золото утвердились в качестве средства обращения и накопления богатств, символизировали успех и занятие ключевых мест в жизни общества. Важную роль играла добыча камня, мрамора, леса, других строительных материалов, которые использовались для строительства жилищ, дворцов, крепостей, различных инженерных сооружений.
• Инновации. Деньги
С появлением общественного разделения труда и определенной специализации при производстве различных продуктов возникли условия для обмена этими продуктами, которые стали товаром. Товары имели разную стоимость. Начались поиски всеобщего эквивалента, способного выражать стоимость всех товаров и обмениваться на любой из них. В роли такого эквивалента использовались раковины каури или маленькие диски из драгоценных металлов.
Впервые деньги в виде монет с установленной стоимостью были одновременно выпущены в Лидии (Малая Азия) и в Китае в VIII в. дон. э. Часто возникновение денег связывают с именем лидийского царя Крёза, который начал чеканить монеты стандартного веса и гарантированной стоимости из золота. В IV в. до н. э. получили распространение монеты из золота с изображением какой-либо фигуры на одной стороне и государственной символики на другой. На подвластных Риму территориях Европы, Африки и Малой Азии широкое хождение имели медные, серебряные и золотые монеты. Позже их стали копировать в сопредельных районах. В период раннего Средневековья монеты стали обычным средством платежа при заключении сделок. В Древней Руси золотые и серебряные монеты начали чеканить при Владимире I и Ярославе Мудром. Деньги стали служить в качестве меры стоимости, средства обращения и средства сбережения. Поговорка «Богат, как Крез» сохранилась до наших дней.
• Инновации. Колесо
Гениальным изобретением человечества является колесо. Идея колеса предположительно возникла из обычая перетаскивать тяжести при помощи подкладываемых под них древесных стволов. Древнейшие колеса представляли собой толстые круглые деревянные диски, неподвижно соединенные с осью, которая двигалась вместе с колесами. Первые модели колесной повозки из Месопотамии датируются IV тысячелетием до н. э. Изобретение ступицы позволило неподвижно соединить ось с кузовом повозки. В деревянном диске делались промежуточные сквозные выемки, что привело к появлению спиц. Позже в повозки начали впрягать животных, так появился гужевой транспорт, который во многих странах сохранял свое значение до второй половины XX в.
Большим шагом вперед стало создание «второй природы», изготовление различных искусственных материалов: стекла, фаянса, фарфора, бумаги.
Передвижение по воде люди осуществляли с помощью разнообразных плавательных средств. Умение строить корабли, управлять ими, пересекать значительные водные пространства стало непременным условием для расширения торговли, ведения успешных войн, развития цивилизации в целом. Отсутствие собственных удобных выходов к морям создавало большие трудности для развития экономики государств, ставило их в зависимость от прибрежных, морских сообществ.
• Имена. Аристотель
Аристотель (384–322 гг. до н. э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. Известно выражение Аристотеля – «Платон мне друг, но истина дороже» – как формула уважительного несогласия с иной точкой зрения. В сочинениях Аристотеля получили осмысление научные знания практически по всем отраслям. Ему принадлежат такие сочинения, как «Первая философия», «Органон», «Метафизика», «Физика», «Овозникновении животных», «Одуше», «Этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель – основоположник формальной логики. Он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон, и сам стиль научного мышления.
Аристотель разработал учение об основных принципах бытия: о возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели. По Аристотелю, ступенями в развитии природы являлись неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум» (нус), разум Аристотель считал главным отличием человека от животных. Центральным принципом этики Аристотеля было разумное поведение, умеренность (метриопатия). Он определял человека также как существо общественное («человек есть общественное животное»). Наилучшими формами государства называл монархию, аристократию, «политию» (умеренную демократию). Наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию. Сущностью искусства Аристотель считал подражание (мимесис), а целью трагедии – «очищение» духа (катарсис).
В 335 г. Аристотель основал Ликей (название гимнасии на окраине Афин) или перипатетическую школу (с греческого – «крытая галерея»). Эта школа в IV–II вв. до н. э. была своего рода академией наук, т. к. в ней занимались систематической разработкой всех отраслей знания на основе метода Аристотеля. В то же время Ликей был высшей школой для афинской молодежи. Со временем перипатетики в основном стали заниматься истолкованием и комментированием Аристотеля. Аристотелизм господствовал в мировой науке вплоть до XVII–XVIIIвв. К этому времени аристотелизм приобрел несколько схоластический характер и подвергался резкой критике. Однако и в наши дни любой учебник по истории большинства наук начинается со ссылок на Аристотеля.
Свои наблюдения за природой, размышления по поводу разнообразных и часто опасных для жизни природных явлений люди стремились систематизировать, превратить в знаниям передать их потомкам. Вспомним о некоторых достижениях. Так, ещеФалес Милетский (624–547 гг. до н. э.) правильно предсказал солнечное затмение 585 г. до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, по тени определил высоту пирамид в Египте. Его ученикАнаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентирования по звездам. Ему же принадлежит и первая у греков географическая карта.Эмпедокл (490–430 гг.) создал теорию возникновения мира и эволюции живых существ, в соответствии с которой в результате сложного отбора из уродов, которыми была населена земля, появились наиболее разумные, целесообразные существа. В Древнем Риме получили развитиеприкладные науки. Были изобретены водяная мельница, подъемный кран, в игрушках использовались давление воздуха и сила пара. Надежность и долговечность отличали построенные римлянами мосты, акведуки (водопроводы), дороги, крепости, вокруг которых выросли многие современные европейские города (Лондиний – Лондон, Паризия – Париж и др.). Многие научные достижения древних обществ впоследствии либо активно использовались, либо после периода забвения обретали новую жизнь.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература