§ 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
Цивилизаторская «миссия белого человека в отношении отсталых народов» достаточно быстро стала вызывать сопротивление. Войны за независимость в Латинской Америке в конце XVIII – первых десятилетиях XIX в. привели к возникновению группы самостоятельных государств, которым пришлось отстаивать свой путь развития в борьбе с мощным и активным соседом – США.
На разных этапах европейской колонизации коренные жители Африки и Азии оказывали колонизаторам упорное сопротивление. Достаточно назвать антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825–1830), выступления под руководством Абд аль-Кадира в Алжире против французов (1832–1847) и другие.
На начальных этапах антиколониальная борьба зачастую носила стихийный, неорганизованный характер и была ответом на какие-то проявления особой жестокости, произвола со стороны колонизаторов. Во главе антиколониальных выступлений вставали представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Не все представители туземной элиты могли уехать в метрополии и успешно адаптироваться к чужой этнокультурной и социальной среде.
Большая часть туземной молодежи, даже побывав в метрополии и приобщившись к более высокой цивилизации, возвращалась обратно и чувствовала себя приниженной, ущемленной в возможностях. Во второй половине XIX в. под влиянием наиболее активной и просвещенной части местных элит, местной интеллигенции национально-освободительное движение стало принимать более организованные формы. Стали возникать первые общественно-политические организации, а также общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера. Стали появляться первые политические партии, программы которых отражали общенациональные интересы и устремления. Так, в 1885 г. образовалась партия Индийский национальный конгресс (ИНК), которая возглавила антибританское сопротивление.
Мощным мобилизующим фактором в азиатских и африканских странах являлась религия, которая сплачивала массы на общей идейной основе. Чаще всего в роли такой объединяющей религии выступал ислам с его идеей газавата против неверных. Антиколониальное сопротивление часто приобретало религиозную «оболочку» (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, кимбангизм в Бельгийском Конго).
Большое влияние на развитие освободительного процесса в Азии и Африке оказывали события в Европе, и особенно в России. Ареной бурных выступлений, восстаний и войн стали Китай, Корея, Индонезия, Индия, Иран, Афганистан, Египет, Марокко, Сирия, Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия, Кения, Камерун и другие страны. Европейцы не любят вспоминать об этих драматических событиях. Насилие, жестокость, вероломство и провокации постоянно использовали местные колониальные администрации, чтобы расколоть освободительные силы, лишить их наиболее ярких лидеров.
Национально-освободительное движение стран Азии и Африки развивалось неравномерно. В некоторых странах в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно. На этот процесс в меру своих возраставших возможностей стремился влиять СССР. Коммунистический Интернационал был организован как мировая коммунистическая партия. Местные коммунистические партии, часто не соразмеряя своих возможностей, старались отличиться на своем участке борьбы с мировым империализмом. Не следует недооценивать и возрастающую активность США, которые, используя самые разные методы, старались укрепить свое влияние и вытеснить конкурентов из различных стран и регионов.
В целом до Второй мировой войны лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен в 1918 г., Афганистан – 1919 г., Египет – 1922 г., Ирак – 1930-й, Сирия – 1941 г., Ливан – 1943 г. Независимость была относительной, носила часто формальный характер, и вся борьба была еще впереди.
• Имена. Арнольд Джозеф Тойнби
Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975). Английский историк, профессор ряда университетов. Автор фундаментального двенадцатитомного исследования «Изучение истории». Возникновение цивилизаций считал проявлением сверхприродной космической силы, приводящей в движение народы. Проводниками такой силы считал выдающиеся исторические личности или «творческое меньшинство», которые находят адекватный ответ на «вызовы» природы, времени, внешних обстоятельств. Для А. Дж. Тойнби цивилизации – это синхронные и эквивалентные по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировые ансамбли культуры». Тойнби признавал, что все цивилизации проходят один цикл развития: генезис, рост, надлом, разложение, гибель. Тойнби считал ценными все цивилизации, считал неправильным навязывать всем какой-то «единственно правильный» опыт, осуждал расизм и неоколониализм.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература