logo
История мировых цивилизаций_Фортунатов В_2011

§ 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение

Цивилизаторская «миссия белого человека в отношении отсталых народов» достаточно быстро стала вызывать сопротивление. Войны за независимость в Латинской Америке в конце XVIII – первых десятилетиях XIX в. привели к возникновению группы самостоятельных государств, которым пришлось отстаивать свой путь развития в борьбе с мощным и активным соседом – США.

На разных этапах европейской колонизации коренные жители Африки и Азии оказывали колонизаторам упорное сопротивление. Достаточно назвать антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825–1830), выступления под руководством Абд аль-Кадира в Алжире против французов (1832–1847) и другие.

На начальных этапах антиколониальная борьба зачастую носила стихийный, неорганизованный характер и была ответом на какие-то проявления особой жестокости, произвола со стороны колонизаторов. Во главе антиколониальных выступлений вставали представители феодальной традиционной знати, вожди племен, религиозные деятели и т. д. Не все представители туземной элиты могли уехать в метрополии и успешно адаптироваться к чужой этнокультурной и социальной среде.

Большая часть туземной молодежи, даже побывав в метрополии и приобщившись к более высокой цивилизации, возвращалась обратно и чувствовала себя приниженной, ущемленной в возможностях. Во второй половине XIX в. под влиянием наиболее активной и просвещенной части местных элит, местной интеллигенции национально-освободительное движение стало принимать более организованные формы. Стали возникать первые общественно-политические организации, а также общества культурно-просветительского и религиозно-реформаторского характера. Стали появляться первые политические партии, программы которых отражали общенациональные интересы и устремления. Так, в 1885 г. образовалась партия Индийский национальный конгресс (ИНК), которая возглавила антибританское сопротивление.

Мощным мобилизующим фактором в азиатских и африканских странах являлась религия, которая сплачивала массы на общей идейной основе. Чаще всего в роли такой объединяющей религии выступал ислам с его идеей газавата против неверных. Антиколониальное сопротивление часто приобретало религиозную «оболочку» (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, кимбангизм в Бельгийском Конго).

Большое влияние на развитие освободительного процесса в Азии и Африке оказывали события в Европе, и особенно в России. Ареной бурных выступлений, восстаний и войн стали Китай, Корея, Индонезия, Индия, Иран, Афганистан, Египет, Марокко, Сирия, Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия, Кения, Камерун и другие страны. Европейцы не любят вспоминать об этих драматических событиях. Насилие, жестокость, вероломство и провокации постоянно использовали местные колониальные администрации, чтобы расколоть освободительные силы, лишить их наиболее ярких лидеров.

Национально-освободительное движение стран Азии и Африки развивалось неравномерно. В некоторых странах в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно. На этот процесс в меру своих возраставших возможностей стремился влиять СССР. Коммунистический Интернационал был организован как мировая коммунистическая партия. Местные коммунистические партии, часто не соразмеряя своих возможностей, старались отличиться на своем участке борьбы с мировым империализмом. Не следует недооценивать и возрастающую активность США, которые, используя самые разные методы, старались укрепить свое влияние и вытеснить конкурентов из различных стран и регионов.

В целом до Второй мировой войны лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен в 1918 г., Афганистан – 1919 г., Египет – 1922 г., Ирак – 1930-й, Сирия – 1941 г., Ливан – 1943 г. Независимость была относительной, носила часто формальный характер, и вся борьба была еще впереди.

Имена. Арнольд Джозеф Тойнби

Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975). Английский историк, профессор ряда университетов. Автор фундаментального двенадцатитомного исследования «Изучение истории». Возникновение цивилизаций считал проявлением сверхприродной космической силы, приводящей в движение народы. Проводниками такой силы считал выдающиеся исторические личности или «творческое меньшинство», которые находят адекватный ответ на «вызовы» природы, времени, внешних обстоятельств. Для А. Дж. Тойнби цивилизации – это синхронные и эквивалентные по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировые ансамбли культуры». Тойнби признавал, что все цивилизации проходят один цикл развития: генезис, рост, надлом, разложение, гибель. Тойнби считал ценными все цивилизации, считал неправильным навязывать всем какой-то «единственно правильный» опыт, осуждал расизм и неоколониализм.