§ 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
После Венского конгресса 1815 г. дворянско-феодальная реакция, сплотившаяся вокруг России, Австрии и Пруссии, пыталась повернуть историю вспять и вернуть мир к порядкам, которые существовали до взятия Бастилии. В разных странах (англичанин Эдмунд Берк, французы Жозеф де Местр, Габриэль Бональд, австрийский канцлер Клеменс Меттерних и другие) стала разрабатываться идеология, которая получила название консерватизма (от лат. «охранительный»).
Консерваторы считали, что мир в обществе можно сохранить посредством веры и традиции, укреплением господства верховной власти, подчинением личности обществу и государству, сохранением ключевых позиций управляющей элиты. «Предрассудки полезны, в них сконцентрированы вечные истины и добро, они помогают колеблющемуся принять решение, делают человеческие добродетели привычкой, а не рядом не связанных между собой поступков. В этом вопросе мы расходимся с вашими литераторами и политиками. Они не уважают мудрость других, но компенсируют это безграничным доверием к собственному уму. Для разрушения старого порядка вещей они считают достаточным основанием то, что этот порядок старый. Что касается нового порядка, то их не беспокоят опасения за прочность наспех построенного здания, потому что прочность и постоянство не волнует тех, кто считает, что до них было сделано очень мало или вовсе ничего. Они систематически убеждают, что все, что постоянно, – плохо, и поэтому ведут беспощадную войну с государственными устоями. Они полагают, что форму правления можно менять, как модное платье. Что любой государственный строй заинтересован в сиюминутной выгоде и не нуждается в устоях. Они ведут себя так, как будто договор, заключенный между ними и властями, действителен только для последних, а не содержит взаимных обязательств, и его величество народ имеет право разорвать его без каких-либо видимых причин, кроме собственной воли», – утверждал Эдмунд Берк в своих «Размышлениях о революции во Франции».
Общим знаменателем для действий правителей в ряде стран служит характеристика правления Бурбонов во Франции, власть которых была реставрирована спустя 25 лет. Про них говорили, что они «ничему не научились и ничего не забыли». Подверглись преследованиям или были убиты без суда тысячи людей. Был принят закон о вознаграждении бывших эмигрантов за конфискованные земли. Усилились позиции церкви. Известный американский мыслитель, политический деятель, третий по счету американский президент Томас Джефферсон рассказывал: «Находясь в Европе, я часто развлекал себя размышлениями над характером царствовавших в то время коронованных особ… Людовик XVI был глупцом… Король Испании был тоже глупец, и то же самое – неаполитанский король. Они проводили свои жизни на охоте… Король Сардинии был дураком… Королева Португалии… идиоткой от природы. И таким же был датский король… Король Пруссии, наследник великого Фридриха, был просто боров телом, точно так же, как и умом. Густав Шведский и Иосиф Австрийский были помешанными, а Георг Английский… настоящим сумасшедшим в смирительной рубашке… Эти животные лишились ума и сил»148.
В Испании король Фердинанд VII отменил либеральную конституцию 1812 г. Возобновилась активность инквизиции (последнее сожжение еретиков произошло в 1826 г.). В ответ на абсолютистский гнет в январе 1820 г. началось восстание во главе с полковником Рафаэлем Риэго (Риего) – и-Нунъесом (1785–1823). Король был вынужден собратькортесы (испанский парламент). Кортесы во главе с Риэго упразднили инквизицию, восстановили в стране политические свободы. Ноаграрный вопрос не был решен, революция не была поддержана крестьянами. По поручению Священного союза весной 1823 г. французские интервенты вторглись в страну и разгромили испанскую революцию. Риэго был казнен.
В итальянских государствах восстание подготовила тайная организация карбонариев, которые создали законспирированную сеть вент (ячеек). В июле 1820 г. началось восстание в Неаполитанском королевстве, а в марте 1821 г. – в королевстве Пьемонт. Короли успешно маневрировали. Основная масса населения оставалась пассивной. Австрийские интервенты по поручению Священного союза весной 1821 г. задушили и эти революции.
В Греции в марте 1821 г. вспыхнуло восстание против турецкого владычества, которое продолжалось почти 500 лет, с 1453 г., с момента гибели Византии и взятия турками Константинополя, ставшего Стамбулом. В январе 1822 г. национальное собрание провозгласило независимость страны. Турки ответили жестокими репрессиями. Тогдашний мир был потрясен резней, устроенной на острове Хиос, где были убиты или проданы в рабство 100 тыс. человек. Борьба против турок приобрела характер всенародного национально-освободительного движения. Многие передовые люди ехали на войну добровольцами. Так, великий английский поэт Джордж Байрон погиб, сражаясь за свободу Греции. Успеху греков помогла заинтересованность европейских государств в ослаблении Турции, особенно русско-турецкая война 1826–1828 гг. В 1830 г. Греция получила международное признание как суверенное государство149.
Мощное национально-освободительное движение в начале XIX в. развернулось в Центральной и Южной Америке. Здесь быстро росло население, возникали города, строились дороги, развивалась торговля. Возникали острые социальные противоречия. Креолы – белые потомки колонизаторов, составлявшие местные зажиточные слои, тяготились зависимостью от метрополий. Они воспользовались тем, что европейские страны были заняты войнами и революциями. Креольская буржуазия выступила под лозунгами французской революций – «Свобода, равенство, братство!».
В 1789–1803 гг. победила революция на Гаити (Санто-Доминго) (первой колонии европейцев в Америке). К концу XVIII в. на Гаити, принадлежавшем Франции, было свыше 400 тыс. черных рабов и несколько десятков тысяч мулатов. Рабы восстали. Первая и единственная в истории революция рабов победила. Вождь восставших Туссен-Лувертюр был, правда, захвачен, вывезен во Францию и умер в тюрьме. Но Франция была занята европейскими делами, и на острове образовалась Республика Гаити – маленькое, но независимое государство.
• Имена. Симон Боливар
Симон Боливар (1783–1830), южноамериканский политический деятель. Происходил из очень богатого испанского дворянского рода, поселившегося в Венесуэле. Рано осиротел. Был отправлен к родственникам в Испанию, где изучал право. Много путешествовал по Европе и Северной Америке. Хотел сыграть для Южной Америки роль Джорджа Вашингтона. Был полковником в армии Миранды, одним из виновников поражения и гибели этого революционера.
В сентябре 1812 г. с отрядом в 300 человек высадился в Новой Гранаде (Колумбия). С быстро увеличивавшейся армией нанес ряд поражений испанцам, взял Каракас, был объявлен Освободителем и диктатором Западной Венесуэлы. Затем Каракас был потерян, и во главе нового восстания и новой армии Боливар освободил Колумбию и Перу. В 1825 г. Верхнее Перу под именем Боливии объявило себя отдельной независимой республикой.
Симон Боливар еще в 1819 г. стал президентом федеративной республики Великая Колумбия (в нее входили современные Венесуэла, Колумбия, Панама, Эквадор), конституцию которой он предложил. К 1826 г. Боливар стал пожизненным президентом трех больших государств – Колумбии, Перу и Боливии. Он стремился объединить всю Южную Америку в одну федерацию под руководством пожизненного главы. Однако в результате острой политической борьбы Венесуэла и Эквадор отделились. Боливар потерял все свои посты, получил большую пожизненную пенсию, но через несколько месяцев скончался.
Современники считали Боливара властолюбивым, коварным, жестоким деспотом, но признавали его энергию, стратегический талант, патриотизм. Более 1000 своих рабов на всех принадлежавших ему плантациях Боливар освободил. В историю Латинской Америки он вошел как Освободитель, чему являются свидетельством многочисленные памятники, книги, кинофильмы.
В Новой Испании (Мексике) в 1810–1815 гг. революционные выступления были подавлены испанскими колонизаторами, а их руководители погибли – Франсиско де Миранда (1750–1816 гг., умер в тюрьме) и Мигель Идальго (1753–1811 гг., расстрелян).
В ноябре 1816 г. с острова Гаити в Венесуэлу прибыл отряд под руководством Симона Боливара (1783–1830 гг.), уже приобретшего значительный боевой опыт. Боливар провозгласилотмену рабства и обещал крестьянам, вступающим в армию, наделение землей после окончания войны. В Южную Америку, как и в Грецию, отправились добровольцы из разных стран Европы, включая Россию. Среди русских особенно отличился подполковник Иван Минута.
В 1819 г. было объявлено о создании республики Великая Колумбия, президентом которой стал Боливар. Армию Боливара отличали патриотизм, дисциплина, высокие боевые качества. Чего стоит один только переход через снежные вершины Анд. После упорной борьбы испанцы были повсеместно разбиты. Образовались независимые государства Соединенные провинции Ла-Платы, Чили, а освобожденное к 1825 г. Верхнее Перу получило название Боливии. В первой половине 20-х гг. XIX в. добились независимости Мексика, Бразилия, другие страны, кроме Кубы и Пуэрто-Рико.
Революции в латиноамериканских странах стали важным этапом в борьбе с колониализмом, нанесли удар крупнейшим колониальным империям – испанской и португальской. А у Священного союза руки оказались коротки, чтобы задушить освободительное движение за тысячи километров от Европы.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература