§ 6. Раннефеодальные государства Европы
Процесс государственного строительства интенсивно протекал на территории континентальной Европы. В 843 г. империя Карла Великого разделилась на Западное, Среднее и Восточное королевства. Через 30 лет большая часть Среднего королевства была поделена между Западным и Восточным королевствами, которые по своим очертаниям почти совпадали с современными территориями Франции и Германии81.
Франция стала страной классического феодализма. На основе феодального землевладения возникла сложная иерархическая лестница, или феодальная пирамида, во главе которой стоял король. Он первоначально считался верховным собственником всей земли в государстве. Ему подчинялись крупные светские и духовные феодалы – герцоги, графы, архиепископы, епископы и аббаты больших монастырей. Они считали короля лишь первым среди равных и были полными хозяевами на своих территориях. (Представителей высшей аристократии во Франции и Великобритании первоначально называли пэрами, что в переводе с латинского означало «равные».) Крупным феодалам подчинялись средние – бароны и виконты, а последним подчинялись рыцари, включая так называемых однощитных82. Феодалы в соответствии с местом в иерархии являлись вассалами своего сеньора: шли вместе с ним на войну, выкупали его из плена, выполняли различные судебно-административные функции и т. д.
• Инновации. Круглый стол короля Артура
С конца V до начала VI в. бриттами правил король Артур. Вокруг этой фигуры сложилось множество легенд, в том числе о поисках Святого Грааля – чаши, из которой пил Иисус во время Тайной вечери. Считалось, что она способна исцелять и воскрешать из мертвых. Артуру приписывается изобретение Круглого стола. Он стал собирать рыцарей вокруг именно такого стола, чтобы они не ссорились, кому занять место во главе стола. На сиденьи каждого было золотыми буквами написано его имя. По легенде, волшебник Мерлин учил рыцарей не совершать убийств, жестокости или зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие просящему, оказывать уважение и покровительство женщинам. Король Артур – популярная фигура многих литературных произведений. А Круглые столы стали использоваться для равноправного и конструктивного обсуждения сложных общественных вопросов как во время дипломатических встреч, так и во многих других случаях.
Основная масса французских крестьян в VIII–IX вв. была закрепощена. Крестьяне (сервы) вели свое хозяйство на земле феодала и поэтому обязаны были работать на собственно господских землях при помощи своего рабочего скота и своих сельскохозяйственных орудий. Без разрешения хозяина крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать кому-либо свое имущество. Сеньоры обременяли крестьян различными повинностями и монопольными правами, например, крестьяне были обязаны молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом.
Это была система баналитетов. Лично свободные крестьяне – вилланы – составляли все уменьшавшуюся часть крестьянства83.
В Германии процесс феодализации происходил медленнее. Государственная централизация, как правило, совпадала с моментами большой внешнеполитической активности. В первой трети X в. все германские герцогства составили одно королевство, которое стало называться Тевтонским по имени одного из германских племен. Немецкие короли стремились занять земли полабских славян (бодричей и лютичей). Оттон I захватил Северную и частично Среднюю Италию, в 962 г. короновался в Риме императором. Однако завоевания германских правителей были непрочными, ослабляли государственность.
В Европе становилось все теснее. В ее восточной части, в местах расселения многочисленных славянских племен также происходили сложные политические и социально-экономические процессы.
В 830 г. появилось Моравское государство (на территории современной Чехии). Оно подверглось мощному нажиму со стороны германцев с запада и кочевников угров с востока. Угры (венгры, мадьяры) пришли в Венгерскую долину еще в начале IX в., а в 896 г. создали Венгерское государство84.
Часть Моравской державы сохранила свою независимость.
В 960 г. славянские племена, проживавшие по рекам Висле и Одеру, образовали большое Польское государство. В VII–IX вв. приобрело значительную мощь Болгарское государство85.
В Европе постепенный подъем производительных сил, развитие городов как центров ремесла и торговли, завершение процесса феодализации в XI в. привели к росту численности населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были рядовые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и готовые ввязаться в любую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие торговцы, молодые искатели приключений из всех сословий. В 1095–1097 гг. Европа пережила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные самим себе, были готовы идти куда угодно в поисках лучшей доли.
В этих условиях в 1095 г. прозвучал призыв Папы Римского Урбана II освободить «гроб Господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа. «Европейская земля не в состоянии прокормить всех ее обитателей», – откровенно объяснял причину похода его инициатор. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую добычу. Состоялось семь крупных крестовых походов. В результате первого, в 1096–1099 гг. был занят Иерусалим. На территории Сирии и Палестины образовалось несколько крупных государств крестоносцев. Однако с течением времени мусульмане объединились, главным образом под руководством турок. Европейцы утратили все свои завоевания. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев в Палестине – город Акра, что считается концом эпохи крестовых походов.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература