Раздел 2
Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации
Глава 1
Генезис феодального общества
§ 1. У истоков христианства
Появление монотеистических религий сыграло огромную роль вмировом цивилизационном процессе. Монотеизм позволял структурировать реальное жизненное пространство с помощью моделирующей идеи, которая определяла деятельность политической и интеллектуальной элиты и стереотипы поведения народных масс. История гибели Римской империи показала, что «хлебай зрелищ» недостаточно для того, чтобы население было не только публикой, но и народом, гражданами.
Христианская религия возникла в I в. нашей эры, которую принято вести от рождения Иисуса Христа. Новое учение возникло на фоне мессианских ожиданий иудейского народа. Евреи готовились к приходу Машиаха-Мессии – царя-избавителя из рода Давида. Мессия должен был освободить еврейский народ и помочь всем народам установить мир и гармонию. Многие ожидали, что с приходом Машиаха начнется отсчет нового времени, когда народы «перекуют свои мечи на орала и копья – на серпы»60.
Многие евреи под влиянием иудейских священников посчитали Иисуса Христа очередным лжепророком, которые уже неоднократно до него появлялись в различных местах компактного проживания евреев. Но часть евреев и представителей других народов восприняли Христа как подлинного мессию. Многие жители Римской империи считали, что земной мир погряз в грехе и зле. Они мечтали об идеальном Граде Божием, где будет восстановлен нарушенный первородным грехом порядок и человек снова станет господствовать над низшим физическим миром. Первые христиане верили, что Иисус Христос своими страданиями искупил вину рода человеческого, дал людям надежду на спасение и указал путь приближения к Богу – возвышение духа над плотью. Христиане считали, что Град Божий должен быть в душе у каждого человека. Они были уверены в том, что их вера, духовность позволит им не только попасть в рай, но и после второго пришествия Иисуса Христа пройти Страшный суд.
Священные книги иудеев и христиан получили название Ветхого Завета. Книги, в которых описывалась жизнь Христа и его учение, составилиНовый Завет. В канон Нового Завета, сложившийся во II–Vbb., вошли следующие тексты: четыре Евангелия (в переводе с греческого – «благая весть»), Деяния апостолов, 21 послание апостолов (14 из них принадлежат создателю вероучения Павлу) и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), где предсказывается второе пришествие Христа и Страшный суд в конце времен. Сочинения, не включенные вканон, называютсяапокрифами («подложный», «тайный»). На основе апокрифических сочинений, их трактовки самостоятельно мыслящими христианами возникли сотни различных течений, учений, которые были признаныеретическими. Ветхий и Новый Заветы в совокупности составляют то, что называетсяСвященным Писанием. Его отделяют отСвященного Предания, которое представляет собой комментарии отцов церкви (патристика) и решения Всемирных церковных соборов61
Христианство представляло собой новую систему ценностей и идеалов, ради победы которых не страшно отдать свою жизнь. В противовес римской приземленности – «хлеба и зрелищ» – христианство предложило новую максиму– «не хлебом единым жив человек». Ритуальная система христианства в символической форме отразила христианское учение, философско-мировоззренческий идеал христианства.В христианской интерпретации мировая история обрела новый смысл, она представлялась людям как грандиозный процесс воспитания человеческого рода и приведения его к братской любви.
Первым епископом, создателем христианской церкви как организации христиане считают святого Петра, которому Иисус Христос предсказал роль «краеугольного камня» новой церкви. Над местом захоронения святого Петра ныне возвышается главный собор Ватикана, резиденции Папы Римского. Христианская церковь выросла из иудейских христианских общин в городах Римской империи. Первые христиане подвергались гонениям, преследованиям, жестоким пыткам. Их распинали на крестах как преступников и отдавали на растерзание диким хищникам на аренах цирков. Христианская церковь объявила себя новым Израилем, стала носителем, защитницей и распространительницей христианского вероучения. Слово «церковь» первоначально означало «собрание верных». Постепенно церковь превратилась в сложную иерархию, в продуманную организационную структуру, при построении которой использовался римский опыт организации государства и общества.
Первоначально собраниями верующих руководили выборные священники, старейшины – пресвитеры. Им помогали диаконы. Впоследствии по мере роста численности общин, их территориального распространения появились епископы («блюстители»). Епископы имели право суда в отношении верующих и церковного клира, они стали высшими вероучителями и руководителями. Иерархи в крупных регионах, административных единицах империи (диоцезах) получили титулпатриархов. Особый авторитет имели церкви, основанныеапостолами, – в Риме, Александрии, Антиохии. Константинопольский патриарх обладал значительным влиянием. Император Византии Константин (306–337) первым из светских правителей придал христианству официальный статус. Римский епископ называлсяпапой. Иерусалим в первые века развития христианства был его центром, священным (сакральным) местом и символом. На месте распятия Иисуса Христа в Иерусалиме был воздвигнут Храм Гроба Господня и все православные храмы впоследствии символически повторяли это здание. Наличие епископата позволило обеспечить единство христианской церкви в начальный период ее развития.
• Имена. Иисус Христос
Основатель христианства, сын Божий, второе лицо пресвятой троицы. Иисус Христос родился в городе Вифлееме в Палестине в 754 г. от основания Рима. По повелению архангела Гавриила назван Иисусом (т. е. «спасителем»). Христос означает «помазанный» («помазанник Божий»).
На тридцатом году жизни принял от Иоанна Предтечи крещение в реке Иордан. Начал свое общественное служение сорокадневным постом в пустыне и избранием двенадцати апостолов в Галилее, которые начали проповедовать наступление Царства Божия. Общественное служение Иисуса Христа продолжалось более трех лет. Его проповедь вызвала гнев у иудейских старейшин, объявивших его лжепророком. Считается, что один из учеников Иисуса Иуда Искариот за тридцать серебреников совершил предательство. Иисус был схвачен в Гефсиманском саду после тайной вечери.
Суд римских властей (Понтий Пилат) приговорил Иисуса Христа к распятию, которое произошло на горе Голгофе за городскими стенами Иерусалима. Он был снят с креста, погребен в каменной гробнице, но воскрес на третий день. После воскресения он неоднократно являлся своим ученикам. На сороковой день Иисус Христос на глазах у своих учеников вознесся на небо62.
Иисус Христос является самой популярной фигурой в культуре стран, в которых распространилось и восторжествовало христианство как главная или ведущая религия.
• Тексты. Нагорная проповедь Иисуса Христа
1. Увидев народ, Он взошел на гору и когда сел; приступили к нему ученики его.
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное.
11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15. И, зажегши свечу, не ставят ее перед сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного.
17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнять.
18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, то великим наречется в Царстве Небесном.
20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21. Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду».
22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (Верховное судилище), а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23. Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя
24. Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу.
26. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27. Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».
28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаст ей повод прелюбодействоватъ; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33. Еще слышали вы, что сказано древними: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
34. А Я говорю вам: не клянись вовсе ни небом, потому что оно Престол Божий.
35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя.
36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.
38. Вы слышали, что сказано: «Око за око и зуб за зуб».
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43. Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
45. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари (сборщики податей)?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48. Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература