§ 2. Европейская революция 1848–1849 гг
Становление и развитие капитализма, западной индустриальной цивилизации породили социализм и мечты о более справедливом мироустройстве. Истоки социалистической идеи просматриваются еще в древневосточных государствах, в античном мире, в сочинениях Аристотеля и Платона, в Библии, в евангельском коммунизме первых христиан. За фантазии о создании совершенного общества на острове Утопия англичанин Томас Мор лишился головы еще в XVII в.
В конце XVIII – первой половине XIX в. с критикой анархии производства, несправедливого распределения продуктов труда, войн и других пороков капиталистической цивилизации выступили французы Анри Сен-Симон (1760–1825), Шарль Фурье (1772–1837), англичанин Роберт Оуэн (1771–1858) и другие мыслители, которых назвали утопическими социалистами.
• Имена. Анри Сен-Симон
Анри Сен-Симон (1760–1825). Родился в знатной и богатой дворянской семье. Получил всестороннее образование. С юности воспринял идеи французских просветителей и мысль о служении общественному благу. Участвовал в войне за независимость в США и вернулся во Францию в чине полковника. Чины и богатство его не привлекали. Последнего и не было, т. к. он разорился и жил в крайней бедности. Но целью своей жизни считал разработку проектов нового общественного строя, способного обеспечить счастье большинства людей.
Шарль Фурье считал, что на смену порочному «строю цивилизации» придет «новый хозяйственный социетарный мир». Основной ячейкой общества должна была стать «фаланга», члены которой будут жить в фаланстерах, дворцах, обеспечивающих все необходимое для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей153. Роберт Оуэн пытался создать коммунистические кооперативные общины труда, чтобы перевоспитать людей и примером увлечь все человечество. Утопические социалисты не отрицали частной собственности и рассчитывали на «просвещенных миллионеров», на совместное прозрение класса имущих и класса трудящихся.
• Имена. Оноре де Бальзак
Оноре де Бальзак (1799–1850), французский писатель. Бальзака отличала огромная работоспособность и неистощимое творческое воображение. Эпопея «Человеческая комедия» включает 90 романов и рассказов с несколькими тысячами действующих лиц. Бальзак создал реалистическую картину французского общества в период становления капитализма. Он показывал, как погоня за богатством уничтожает все лучшие человеческие чувства. Его герои (банкиры и купцы, карьеристы и честолюбцы, светские львицы и беззащитные молодые девушки) являются типичными представителями эпохи («Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Евгения Гранде» и другие произведения). Писатель жил литературным трудом, работал по 14–16 часов, легко тратил заработанные деньги, не очень следил за своим здоровьем. Произведения Бальзака и его жизнь стали основой для многих кинофильмов.
И все-таки история показывает, что для большинства народов главным путем к свободе, к признанию за простыми людьми самых элементарных прав становились революции, т. к. правящие круги на уговоры и мирные призывы не реагировали. Для Европы переломным моментом стали революции 1848–1849 гг.
В 1845–1847 гг. европейские страны пережили ряд неурожайных лет, а в 1847 г. были поражены достаточно сильным экономическим кризисом. В каждой стране имелись свои особенности, но события происходили почти одновременно по известному «принципу домино»: выступление в одной стране вызывало отклик в других государствах.
• Имена. Карл Маркс
Карл Маркс (1818–1883), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. Родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката, в 1835–1841 гг. учился на юридическом факультете в Бонне и Берлине. В 1843 г. переехал в Париж. Активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Ф. Энгельсом написал его программу – «Манифест Коммунистической партии» (1848). К. Маркс непрерывно анализировал развитие капитализма и революционного движения. Маркс был организатором и лидером Первого Интернационала (1864–1876). В 1867 г. вышел главный труд Маркса «Капитал» (т. 1), который стал основой теории марксизма. 2-й и 3-й тома «Капитала» выпустил после смерти К. Маркса Ф. Энгельс, который на протяжении всей жизни материально обеспечивал семью К. Маркса. Ф. Энгельс был также выдающимся теоретиком, но по основному «месту работы» был фабрикантом. К. Маркс выпустил также книги: «Святое семейство» и «Немецкая идеология» (совместно с Ф. Энгельсом), а также «Нищета философии», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы» и др. В СССР, где в 1917–1991 гг. реализовывались идеи марксизма, были выпущены два собрания сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Во многих странах идеи марксизма остаются популярными.
В январе 1848 г. вспыхнуло народное восстание на острове Сицилия. Местный король уволил всех реакционных министров и пообещал ввести конституцию.
22-24 февраля 1848 г. началась революция во Франции. Король Луи Филипп бежал в простой извозчичьей коляске.
13 марта баррикады появились на улицах Вены. Пришлось бежать всесильному министру Меттерниху. Затем восстали Будапешт, Прага, а 18 марта победило восстание в Берлине. В Ломбардии и Венеции восставшие итальянцы храбро дрались против австрийских интервентов. Революционные выступления происходили в Испании, Швейцарии, Бельгии, Польше.
Во Франции была провозглашена республика. Было создано Временное правительство, в которое вошли популярные в народе деятели, в том числе знаменитый поэт и оратор Альфонс Ламартин и лидер рабочих Луи Блан. За их спиной действовали буржуазные политики, которые руками авторитетных «народных» министров стали увеличивать налоги. Населению разъяснялось, что возросшие налоговые поступления приходится тратить на поддержание неэффективных рабочих мест в так называемых «национальных мастерских».
В апреле 1848 г. впервые после первой республики, т. е. через 50 с лишним лет, были проведены выборы в Учредительное собрание. Выборы проходили на основе всеобщего избирательного права и дали большой перевес умеренным и антиреволюционным политикам. Рабочие пытались разогнать Учредительное собрание, но в результате были распущены их революционные клубы. 21 июня новое правительство издало декрет о роспуске национальных мастерских. В ответ началось восстание, которое продолжалось четверо суток. Правительственные войска под руководством генерала Кавеньяка с помощью пушек одолели баррикады. 500 рабочих были убиты в сражениях, all тыс. расстреляны карателями.
В декабре 1848 г. президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник великого Наполеона. Явный авантюрист с уголовными наклонностями, очевидное ничтожество, «маленький племянник великого дяди» ловко сыграл на ностальгии по великой Франции. Через четыре года в результате государственного переворота во Франции республику снова заменила империя, а бывший президент республики провозгласил себя Наполеоном III.
В Германии наряду с социальными вопросами остро стоял и вопрос об объединении страны.
В соответствии с решениями Венского конгресса 1815 г. 38 германских государств объединились в Германский союз. Наполеоновские войны подтолкнули процесс преобразования абсолютных монархий в конституционные. В результате реформ были ликвидированы остатки крепостничества, разрушен цеховой строй, восстановлено городское самоуправление. 24 германских государства получили октроированные (т. е. дарованные монархом) конституции. Конституциями закреплялась ликвидация крепостного права, дворяне лишались вотчинных прав и особой юрисдикции. Были созданы представительно-выборные органы (например, ландтаги) с высоким имущественным цензом для избирателей. В конституциях закреплялись гражданские права и свободы: равенство граждан перед законом, свобода вероисповеданий и свобода мнений, свобода печати, свобода собственности и другие в зависимости от конкретного государства.
Но левые радикалы требовали более глубоких изменений, а национал-либералы стремились устранить доминирование Австрии. После мартовского восстания 1848 г. в Берлине и временных уступок прусского короля все взоры были обращены на общегерманское Учредительное собрание, работавшее во Франкфурте-на-Майне (до 600 человек). Собрание было избрано на основе всеобщего избирательного права, но в большинстве своем состояло из зажиточных бюргеров, профессоров, адвокатов и вообще любителей поговорить. Демократичная конституция, выработанная «говорильней», не понравилась германским монархам, т. к. предусматривала ответственность правительства перед рейхстагом. После подавления народных восстаний в Дрездене, Пфальце и Бадене в июне 1849 г. Учредительное собрание было разогнано.
В многонациональной Австрийской империи народам, боровшимся против гнета Габсбургов, не удалось выступить совместно. В июне 1848 г. было подавлено выступление в Праге, а в октябре-ноябре – в Вене. Венгерский сейм провозгласил независимость Венгрии. Венгерская армия под руководством Людвига Кошута успешно сражалась с австрийскими силами, но против русских войск, вступивших на венгерскую землю, устоять не могла. В августе 1849 г. венгерская революция была подавлена. «Весна суровая дохнула, и не осталося следов», – отразил эти события русский поэт Ф. И. Тютчев. Общее число убитых и умерших во время венгерского восстания 1848–1849 гг. оценивается в 100 тыс. человек.
Слово «революционер» появилось в 1789 г. для обозначения участников Великой Французской революции. В XIX в. тип революционной личности проявил себя во многих странах. Революционерами становились люди, которые ставили перед собой благородную цель преобразования общества на принципах свободы, равенства и братства. Среди них было немало и мечтателей, и фанатиков, и утопистов. Но за свои идеалы они боролись, не щадя прежде всего своей жизни. Обыватели, мещане, или, как тогда стали говорить, филистеры, держались подальше от революции и революционеров154.
Но в обществе, особенно у молодежи, у женщин, настоящие революционеры всегда пользовались огромным уважением, были окружены романтическим и героическим ореолом. Без Марата, Робеспьера, Дантона, Кромвеля, Гарибальди, Мадзини, Петефи, Рылеева, Пестеля и многих других трудно представить себе мировую историю, исторический прогресс от варварства и средневековья к цивилизации и социальному государству.
Во всех гражданских и национально-освободительных войнах в Европе за 1815–1897 гг. погибло около 500 тыс. человек. При этом учтены гражданская война в Испании в 1820–1823 гг., венгерское восстание 1848–1849 гг., польское освободительное восстание 1830–1831 гг., греческая война за освобождение в 1821–1828 гг., гражданская война в Испании и Португалии в 1832–1840 гг., Парижская коммуна 1871 г., польское освободительное восстание 1863–1864 гг., сербско-турецкая война за освобождение 1877–1878 гг., оккупация Боснии и Герцеговины в 1878 г., война за объединение Италии в 1860 г.155Прорыв к новой жизни, утверждение новой системы общественных отношений дорого обошлись многим европейским народам.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература