§ 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
В сфере «Человек и Природа» на протяжении XVI–XVII вв. для развития творческой хозяйственной деятельности русских людей складывалась противоречивая ситуация. В результате присоединения Казанского (1552), Астраханского (1556), Сибирского (1583) ханств и огромных территорий вплоть до Чукотки, Дальнего Востока и Курильских островов открывались огромные возможности для колонизации новых земель, развития мощныхпроизводительных сил страны.
При господстве натурального хозяйства и отсутствии серьезных стимулов к развитию внутреннего товарного производства у основной массы населения потребности царского двора, государства в целом, феодального сословия заставляли обращать внимание на возможности внешней торговли. Освобождение от монголо-татарского ига выявило слабость международных экономических связей Московского государства. Главные усилия были сосредоточены на том, чтобы обеспечить закрепление русских на Балтийском море, где другие государства не собирались уступать своих позиций. Бороться с серьезным противником могло лишь мощное централизованное государство с сильной армией.
Феодальная раздробленность дорого обошлась Древней Руси. Реальным историческим шансом возрождения русской государственности стала постепенная централизация, объединение множества территорий, княжеств вокруг нового центра – Москвы.
• Инновации. Колонизация
Еще финикийцы, греки, римляне основывали в чужих землях поселения (в переводе на латинский язык – колонии). Колонии, в свою очередь, сами снаряжали группы поселенцев для освоения новых мест. В. О. Ключевский считал, что колонизация – это важнейший процесс в истории страны. С позиций цивилизационного подхода никогда не прекращавшаяся колонизационная деятельность русских людей являлась творческим подвигом народа. В XVI–XVII вв. Испания, Португалия, Голландия, Англия, другие страны колонизировали внеевропейские пространства. В тот же исторический период русские люди осваивали Заволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Для успеха этого важного дела требовались свободные рабочие руки и хотя бы минимальная государственная поддержка. Но в течение длительного времени население вновь обретенных территорий росло крайне медленно. Небольшие гарнизоны в городках, острогах, форпостах, состоявшие из служилых людей, лишь обозначали присутствие центральной власти и собирали дань с местных племен. В отношении беглого населения постоянно ужесточавшееся законодательство предусматривало возвращение к прежним владельцам. В 1649 г. Соборное Уложение прикрепило крестьян и посадских людей к владельцам земли навечно. Характерно, что такая категория земледельческого населения, как «своеземцы», инициативные колонизаторы новых земель, вообще исчезла. Государство, помещики и церковь предпочитали иметь крестьян «под рукой». Проблемы русской колонизации – яркий пример того, как общественные отношения тормозили развитие производительных сил страны.
Сын Ивана III Василий III (правил в 1505–1533 гг.) продолжал «собирание» русских земель, присоединил к Московскому государству Псков, Смоленск, Рязань. Он правил решительно, самодержавно, как тогда говорили, «сам третий у постели», т. е. с ограниченным кругом лично преданных ему помощников. В 1533–1538 гг. после смерти Василия III во главе государства встал малолетний Иван IV (родился в 1530 г. и объявлен великим князем в 1533-м), но страной управляла его мать Елена Глинская вместе с фаворитом И. Ф. Овчиной-Телепневым-Оболенским. После смерти Елены Глинской131и устранения ее фаворита за власть непрерывно боролись боярско-княжеские группировки во главе с князьями Шуйскими, Вельскими и Глинскими.
Нестабильность верховной власти, недовольство населения, необходимость решения трудных внешнеполитических задач обусловили проведение первого в истории России крупного цикла реформ. В их осуществлении молодой царь опирался на группу приближенных лиц, которая получила название Избранная рада (князь А. М. Курбский, дворянин А. Ф. Адашев, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий и др.). Некоторое время действовала даже Челобитная изба, куда можно было пожаловаться на бояр, казначеев и дворецких.
В 1547 г. Иван IV принял царский титул и формально сравнялся с западноевропейскими императорами. С 1549 г. стали собираться Земские соборы– сословно-представительные учреждения наподобие английского парламента, испанских кортесов, французских генеральных штатов и т. д. В 50-е гг. появилисьприказы– органы центрального управления. Приказная система улучшила собираемость налогов, упорядочила управление государством. С 50-х гг. XVI в. население само стало выбиратьгубных старост (в местах с преобладанием феодального землевладения),земских старост (в городах и черносошных волостях), целовальников и голов (сборщиков различных налогов и сборов), дьяков, подьячих, сторожей и других должностных лиц в губных и земских избах, включая палачей. Выбираемые населением десятские, сотские помогали старостам в борьбе с разбоями, следили за порядком. Органы местного управления действовали под контролем приказов.
Были укреплены вооруженные силы. Порядок обязательной дворянской службы («по отечеству», по происхождению) определялся «Уложением о службе» 1556 г. С определенного количества земли дворянин выходил «конен, люден и оружен». Один вооруженный воин выставлялся с каждых 50 гектаров поместья, предоставленного казной. Дворянская служба начиналась с 15 лет и продолжалась до смерти или тяжелого увечья. «По прибору» (по набору) служили стрельцы, казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и др., а также иностранцы. В московском войске появились «служилые инородцы» – татары, калмыки, башкиры. Стало широко использоваться огнестрельное оружие, пушки, появилось военно-инженерное дело.
В 1550 г. был утвержден царский Судебник, а в 1551 г. царь утвердил Стоглав, устав для русской православной церкви.
Реформы улучшили управление в центре и на местах, укрепили вооруженные силы, сбор налогов. Начался экономический рост, были присоединены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства.
Но в 1565 г. была введена опричнина. Иван Грозный разделил страну наземщину, где было свое управление (назначенный им царь, Дума, приказы и т. д.), иопричнину (от слова «опричь», «кроме»), которой управлял сам Иван Грозный. Он опирался на отборное опричное войско и проводил в отношении земщины политику террора и грабежа. Управление расстроилось. Начался хаос. Многие люди бежали со своих мест. В 1572 г. опричнина была формально отменена, но стране уже был нанесен ущерб132.
• Имена. Иван Грозный
Пеан IV Грозный (1530–1584, правил с 1533 г.) – сын Василия III и Елены Глинской. Будущий царь рос в атмосфере дворцовых переворотов, сопровождавшихся убийствами и насилием. Впоследствии в его характере доминировали подозрительность, лицедейство, жестокость, садистские наклонности, поощряемые приближенными.
Был официально женат 7 раз. Сына Ивана от первой жены Анастасии Романовой убил сам, а сын Федор оказался последним Рюриковичем, правил в 1584–1598 гг. Иван IV провел важные реформы, официально венчался на царство (1547), но затем фактически провел контрреформы в виде опричнины (1565–1572). Присоединил Казанское, Астраханское, Сибирское ханства, ликвидировал Ливонский орден, но Ливонскую войну проиграл. Утвердил царский Судебник в 1550 г.
Проводил политику репрессий и террора, за что получил прозвище Грозный. Отличался тяжелым, жестоким и подозрительным характером, которым многие объясняют особенности его правления. Одна из наиболее спорных исторических личностей. Похоронен царь в Кремле. Памятников нет. Образ царя создавали писатели, художники, скульпторы, кинематографисты («Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна и др.).
• Имена. Ермак Тимофеевич
Атамана звали Ермак, Ермил, Герман, Василий, Тимофей, Еремей и др. («Ермаком» среди казаков называли котел, в котором варили кашу на всех.) Точных данных о месте и дате рождения Ермака нет. Известно, что около двадцати лет он служил на южной границе России, возглавлял отряды, посылаемые в Дикое поле для отражения татарских набегов. Участвовал он и в Ливонской войне. В 1581 г. казачий атаман Ермак выступил в поход, имея 1650 человек, 300 пищалей и 3 пушки. Снаряжали Ермака купцы Строгановы. Средством передвижения служили струги, вмещавшие до 20 воинов с запасами оружия и продовольствием. Дружина Ермака двигалась по рекам Каме, Чусовой, Серебрянке, за Уралом по Тагилу и Туре. Здесь начинались земли Сибирского ханства и произошли первые столкновения с сибирскими татарами. Казаки продолжили движение по реке Тоболу. Они занимали небольшие городки, которые превращали в тыловые базы.
Ермак был умелым воином и военачальником. Татарам ни разу не удалось неожиданно напасть на караван. Если татары нападали, то сначала огнестрельным оружием, из пищалей казаки сбивали натиск и наносили противнику значительный урон. Затем сразу шли в наступление, в рукопашный бой, которого татары боялись. В сентябре 1582 г. отряд Ермака у Чувашского мыса разбил десятитысячное войско царевича Маметкула, сам Маметкул был ранен. Ханское войско стало разбегаться. Вогулы и остяки ушли. В октябре 1582 г. хан Кучум покинул свою столицу – город Искер (или Каш-лык, в 11 км от современного Тобольска), а также другие населенные пункты и территории по Оби и Иртышу.
Так в 1583 г. казак Ермак Тимофеевич добыл для русского царя Западную Сибирь. Он последовательно подчинял местных царьков Москве, стараясь их не обижать, как это позволял себе Кучум. Сибирское ханство прекратило свое существование. Сам Ермак погиб в бою через два года, в 1585 г. Через 13 лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума. Русский опыт освоения огромных, практически необжитых просторов во многом предвосхитил колонизацию европейцами Северной Америки. Бесстрашные казаки и служилые люди пришли в будущий нефтегазовый край за двадцать лет до того, когда первые колонисты ступили на землю Виргинии на территории современных США.
После смерти бездетного Федора I Ивановича (правил номинально с 1584 по 1598 г.) и трагической гибели царевича Дмитрия Ивановича (1591) в 1598–1605 гг. Московским государством правил царь Борис Федорович Годунов, первый выборный глава государства. Будучи регентом при слабоумном Федоре и самостоятельным правителем Борис Годунов пытался проводить разумную, осторожную внутреннюю и внешнюю политику. Но в правление Бориса Годунова начался социально-политический кризис в развитии Московского царства, который получил названиеСмуты или Смутного времени.
Началась борьба княжеско-боярских амбиций. Во главе страны оказался авантюрист Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I, 1605–1606 гг., убит), а затем беспринципный интриган Василий Шуйский (1606–1610 гг., смещен). В 1610–1611 гг. возникла реальная угроза уничтожения русской государственности. Смоленск был захвачен поляками, Новгород – шведами. В Москве бесчинствовали поляки, отстранившие от власти правительство из 7 бояр – семибоярщину. Русское посольство, которое вело переговоры об условиях воцарения польского королевича Владислава, было взято под стражу поляками.
По призыву патриарха Гермогена (замучен поляками, причислен к лику святых) и земского старосты (главы гражданской власти) Нижнего Новгорода Кузьмы Минина и под военным руководством князя Дмитрия Михайловича Пожарского народное ополчение 26 октября 1612 г. заставило капитулировать польских интервентов, находившихся в Кремле. В январе 1613 г. Земский собор в Москве избрал на престол Михаила Федоровича Романова.
Положение страны было тяжелым. Мирные соглашения с Польшей и Швецией предусматривали значительные территориальные потери. Выход к Балтийскому морю на 100 лет прочно оседлали шведы, что тормозило развитие русской торговли. Население сократилось почти на треть. Произошло дальнейшее ослабление влияния и авторитета старого родовитого боярства. Усилилось влияние служилого дворянства. Произошел подъем национального самосознания, ядром которого было понимание значимости общенациональных интересов. Осознание регионами и центром необходимости сильной государственности было использовано новой династией Романовых для утверждения самодержавной власти.
После Смуты происходило постепенное восстановление народного хозяйства, численности населения, которое оставляло 7-10 млн человек. Важную роль играло освоение (колонизация) новых земель на востоке (Сибирь) и юго-востоке (Заволжье). На юге осваивались черноземные земли. Уже к середине века была создана Белгородская засечная черта. В состав Русского государства вошли и земли Украины.
В экономике страны появилось немало нового. Наметилась производственная специализация. В Нечерноземье (Север, Новгородско-Псковская земля, междуречье Волги и Оки) развивалась промышленность: добыча и обработка руды около Тулы, Тихвина, Серпухова, кожевенное производство в Ярославле и Казани, мыловарение в Костроме и Ярославле, производство тканей в Иваново. Сотни сел и деревень занимались ремеслом. Появились артели с применением наемного труда, зачатки рынка рабочей силы. Возникли мануфактуры – крупные предприятия, основанные на ручном наемном труде (Монетный и Печатный дворы, другие предприятия).
Развитие промышленного производства стимулировало внутреннюю и внешнюю торговлю, формирование единого всероссийского рынка. Правительство ввело единую таможенную пошлину, защищало отечественных купцов. С Западной Европой торговля шла через Архангельск, с азиатскими странами – через Астрахань. Выхода к Балтийскому и Черному морям, собственного торгового флота Московское царство не имело.
Основным сектором экономики оставалось сельское хозяйство, а главным богатством и средством производства была земля. Земля принадлежала государству в целом, царской семье, князьям, боярам, помещикам, церкви, монастырям. Помещики же экипировывались для государственной службы за счет доходов от поместий. Все землевладельцы (или феодалы) были заинтересованы в том, чтобы крестьяне результативно работали на земле. Переходы крестьян от владельца к владельцу, бегство на окраины страны отрицательно сказывались на доходах.
В Древней Руси большую часть населения составляли свободные общинники, но росло число зависимых рядовичей, закупов и холопов. В ордынский период зависимость крестьян от владельцев земли возросла, т. к. первые нуждались в защите. Появились старожильцы, половники и другие зависимые категории крестьян. Самостоятельно вели хозяйство своеземцы, т. е. крестьяне, колонизаторы новых земель, получившие от администрации право на наследственное владение землей.
В 1497 г. Судебник Ивана III определил единый и единственный срок для перехода крестьян от владельца к владельцу: после окончания сельскохозяйственных работ, за неделю до и неделю после 26 ноября, осеннего праздника Георгия Победоносца. Крестьянин за пользование землей был обязан заплатить «пожилое». В 1550 г. Судебником Ивана IVЮрьев день был сохранен, но размер «пожилого» увеличен. В 1581 г. в условиях хозяйственного кризиса Юрьев день был впервые отменен. Впоследствии «заповедные лета», т. е. периоды, в которые переходы запрещались, неоднократно повторялись. В1597 г. был введен пятилетний срок сыска крестьян, бежавших от своих обязанностей. В первой четверти XVII в. срок сыска был увеличен до 15 лет. Предусматривались значительные штрафы за укрывательство беглых крестьян.
В 1649 г. Земский собор принял Уложение, в соответствии с которым все крестьяне прикреплялись навечно к земле и землевладельцу, за которыми они числились по писцовым книгам начала 40-х гг. XVII в. Все способы уйти от крепостного ярма – бегство, вступление в брак, поступление на службу, отказ от родителей и др. – рассматривались как уголовное преступление и жестоко наказывались.
Причинами закрепощения крестьянства историки считают:
1. Заинтересованность всех землевладельцев в абсолютной власти над земледельцами, работниками на их земле.
2. Заинтересованность государства, царя в том, чтобы землевладельцы осуществляли административное управление крестьянами и гарантировали уплату ими налогов в государственную казну.
3. Спрос на сельскохозяйственную продукцию из Восточной Европы в Западной Европе, где быстро росли города и промышленность.
«Русский человек того времени, если имел достаток, то старался казаться беднее, чем был, боялся пускать свои денежки в оборот, чтобы, разбогатев, не сделаться предметом доносов и не подвергнуться царской опале, за которой следовало отобрание всего его достояния «на государя» и нищета его семьи; поэтому он прятал деньги где-нибудь в монастыре или закапывал в землю про черный день, держал под замком вышитые золотом дедовские кафтаны и охабни, собольи шубы и серебряные чарки, а сам ходил в грязной потертой однорядке из грубого сукна или в овчинном тулупе и ел кое-что из деревянной посуды. Неуверенность в безопасности, страх грозы, каждую минуту готовой ударить его сверху, подавляли в нем стремление к улучшению своей жизни, к изящной обстановке, к правильному труду, к умственной работе. Русский человек жил как попало, приобретал средства к жизни как попало; подвергаясь всегда опасности быть ограбленным, предательски погубленным, он и сам не затруднялся предупреждать то, что с ним могло быть, он также обманывал, грабил, где мог поживлялся на счет ближнего ради средств к своему, всегда непрочному, существованию. От этого русский человек отличался в домашней жизни неопрятностью, в труде – ленью, в сношениях с людьми – лживостью, коварством и бессердечностью» – писал о мироощущении человека XVII в. историк Н. И. Костомаров133.
В Западной Европе крепостное право, возникшее в V–VIII вв., стало слабеть во время крестовых походов XI–XIV вв. и пришло в упадок к XVII в., особенно в Англии, Нидерландах и других развитых странах. Поэтому закрепощение в России, Польше, ряде других мест иногда называют вторичным. В Китае, Японии, Норвегии, некоторых других странах крепостного права не было вообще. К концу XVII в. Россия отставала от крупных стран и Запада, и Востока. Уровень урожайности зерновых был в среднем вдвое меньше, чем в Западной Европе, и в четыре раза меньше, чем в Китае, Индии, Египте. Уровень урбанизации едва ли достигал 5 % (население в городах), в то время как в крупных странах
Востока и Запада он составлял 10–15 %. В России грамотность взрослого населения не превышала 2–5 % и была вдвое-втрое меньше, чем в Китае и в четыре-пять раз меньше, чем в странах Западной Европы. Подушевой валовой внутренний продукт (ВВП) в России того времени был в 1,5–2 раза ниже, чем в странах Запада и в полтора раза меньше, чем в Китае и Индии134.
К концу XVII в. царская власть подмяла под себя общество и церковь, ликвидировала остатки вольности городов (в Северо-Западной Руси). Государство подавило и ограничило свободу всех сословных групп, включая дворян и купцов, фактом стало превращение всех жителей в холопов царя. Произошло огосударствление всех сфер жизни, установился самодержавный произвол, односторонние обязанности низов по отношению к верхам.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература