§ 23. Япония, закрытая от мира
На развитие японской цивилизации, японского феодализма решающее влияние оказывало островное положение страны. Япония на протяжении длительного времени была закрыта от остального мира, но ее развитие демонстрировало неразрывность исторического процесса, несмотря на существовавшую неравномерность и региональные особенности.
Важнейшей экономической основой феодального строя Японии было крестьянское хозяйство. Характерной чертой отношений в аграрной сфере былоотсутствие открытых форм крепостничества. Земли были государственными и частными (князей, храмов и монастырей). Крестьяне вели самостоятельное хозяйство и по преимуществу выступали в роли арендаторов земли на правах наследственного держания. Определенная личная зависимость от собственника участка земли существовала. Преобладала натуральная рента – оброк продуктами, который иногда заменялся денежным оброком. Крестьяне участвовали в выполнении ремонтных, строительных и других работ в пользу феодала или государства. Нофеодал не мог продать или купить крестьянина).
Более того, на протяжении десятилетий у крестьян существовала заинтересованность в ведении хозяйства. Хозяин земли получал 4 части урожая, а земледелец – 6. Крестьяне, формально не являясь частными собственниками земли, постоянно улучшали качественные показатели в аграрном секторе экономики. Уже в XVII в. в Японии выращивалось до 100 сортов риса, 12 сортов пшеницы, ячмень, просо. Внедрение удобрений, расширение поливного земледелия позволяли получать 2–3 урожая в год. В начале XVII в. в сельском хозяйстве было занято почти 80 % из 18 млн населения.
Японские города – Эдо, Осака, Киото, Нагоя, Нагасаки, Хаката и другие – были центрами ремесла и торговли. В городах создавались влиятельные купеческие гильдии (кабунакама) и ремесленные цеха (дза). Внутри страны постепенно развивалась специализация на производстве определенного товара, что создавало условия для торгового обмена между различными районами и способствовало формированию общенационального рынка. В городах возрастала роль купцов-скупщиков, которые снабжали ремесленников сырьем и затем скупали у них готовые изделия. В конце XVI – начале XVII в. в отдельных отраслях возникли мануфактуры.
Положение в стране, все стороны жизни японского общества с начала XVII до середины XIX в. контролировал слой феодалов во главе с сегуном. Дело в том, что в результате ожесточенной политической борьбы, одержав победу в решающей битве, во главе страны встал богатейший княжеский дом Токугава. Основатель династии Токугава Иэясу в 1603 г. сосредоточил в своих руках всю реальную власть. Император царствовал, но не управлял. Он считался «живым богом», и его почитание было связано с японским религиозным культом – синтоизмом.
• Инновации. Икебана
Искусство аранжировки цветов, распространенное в Японии; сама композиция, составленная по законам икебаны.
Сложилась к середине XV в. В икебану входят 3 основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др.); ваза; металлическая наколка («кэндзан»). Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала. Икебану считают чисто японским явлением, в котором выражено почтительное отношение японцев к окружающей природе. Это почтительное отношение связывают с частыми землетрясениями, которые происходят в стране. Свои эстетические способности японцы умело использовали во второй половине XXв., став признанными мастерами в области дизайна, художественного оформления промышленных изделий: телевизоров, автомобилей, кораблей и т. д.
В начале XVII в. в Японии было около 260 крупных и мелких княжеств, которые делились на категории в зависимости от количества собранного в них риса. С приходом к власти основатель системы сегуната Иэясу конфисковал землю у своих бывших противников. Вместе с опальными князьями (дайме) их вассалы (буси) превращались в ронинов (человек-волна, самурай без хозяина), лишались земельных владений или жалованья рисом. В Японии, как и в некоторых других странах, существовала система заложничества (синкинкотай). Князья были обязаны периодически приезжать в столицу с семьей и свитой, но по возвращении князя в свое княжество его жена и дети оставались при дворе сегуна в качестве заложников. Сегунат не облагал княжества налогами, но периодически князья преподносили сегуну дары золотыми и серебряными монетами.
Иэясу построил новую столицу – Эдо. Расходы по строительству нового города покрывались князьями. Император оставался в Киото. Здесь же находился высший (формально) слой японских самураев – кугэ (аристократия). Большая часть самураев составляла категорию букэ (военные дома). Наряду с дайме основную массу служилого сословия в Японии составляли рядовые дворяне – буси. Непосредственные вассалы сегуна и удельных князей – хатамото – не имели земельных участков, получали жалованье в рисовом исчислении, составляли сегунское войско и выполняли административные функции. Особую роль играли чиновники мэцукэ (смотрящие). Они осуществляли сыск, защищали интересы правителя. Число самураев с утверждением сегуната резко сократилось, т. к. дайме не разрешалось создавать большие отряды воинов.
Вчерашние самураи становились учителями, врачами, художниками, мелкими служащими.
В «Хагакурэ бусидо», наставлении для самурая говорилось:
«Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочел, и иди!
Самурай обязан отдать своему князю душу и тело; кроме того, он должен быть мудрым, милосердным и мужественным. Без этого он ничего не достигнет. Если хочешь стать мудрым, советуйся с другими; если хочешь стать милосердным, помогай другим; если хочешь стать храбрым, бросайся на врага и вырывай у него победу. Все это необходимо в жизни. Достойные поймут это…
Совет старого воина
· Все возможно для вас, когда вы работаете с усердием.
· Дома – в собачьей шкуре, из дома – в тигровой шкуре.
· Будьте почтительными: от излишней учтивости ваша кисть не испортится. Будьте учтивыми и вежливыми: от низких поклонов спина не сломается.
· Не жалейте шпор, даже если ваша лошадь скачет галопом.
· Мужество превыше всего. Если человек обругает вас прямо, значит, у него хорошая душа.
· Жизнь человеческая быстролетна, имя вечно.
· Можно добыть золото и серебро, но хороших людей и правду – не всегда.
· Мужчина, который смеется с лестью,–трус. Льстиво смеющаяся женщина – распутница.
· Добивайтесь сведений, когда даже вы осведомлены, чтобы быть вежливым; а когда вы не осведомлены – чтобы быть мудрым.
· Проходя один квартал, думай о семи идеалах.
· Умейте по одной вещи судить о тысяче вещей.
· Никогда не зевайте в чужом присутствии. Закрывайте свой широко зевающий рот веером или рукавом.
· Не заламывайте головной убор на затылок, лучше надвигайте его скромно на глаза»130.
Города делились на принадлежащие сегуну, княжеские и «вольные», но четкого правового статуса не имели и, за редким исключением, мало походили на европейские самоуправляющиеся города. Сегуны жестко контролировали религиозные учреждения. Храмы получили земли, но специальные чиновники контролировали деятельность священников. Буддийским храмам был поручен контроль над населением. Все японцы имели удостоверения личности и были зачислены в храмовые списки. Любые ритуальные действия были поставлены под контроль священников, которые получали рисовый паек и фактически находились на службе у государства.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература