§ 25. Забытая Нидерландская революция
В прежние времена Новое время было принято начинать сАнглийской буржуазной революции. Но почему-тоНидерландская революция, происшедшая ранее, в 1566–1609 гг., упоминается крайне редко.
Уже в XVI в. Нидерланды («низовые земли») были самой густонаселенной страной Европы. На небольшой территории в нижнем течении рек Шельды, Мааса и Рейна жили 3 млн человек, располагалось около 300 городов и 6500 сел. Здесь произошел переход от цехового ремесла к мануфактуре, было налажено производство сукна, парусины, корабельного снаряжения. Географические открытия активизировали торговлю Нидерландов с Францией, Германией, Англией и Скандинавскими странами. Порт Антверпен стал мировым финансовым центром. В Нидерландах соседствовали свободные крестьянские хозяйства, фермерские хозяйства с применением труда батраков и феодальные земли.
Нидерланды принадлежали Испании и давали доходов в 4 раза больше, чем заокеанские колонии. Население, ненавидевшее испанцев и католическую церковь, постепенно приобщалось к кальвинистскому учению.
В условиях Реформации, разворачивавшейся в Европе, испанский король Филипп II инициировал усиление нажима на местных протестантов. Активность инквизиции, церковных судов, использование пыток вызывали нараставший протест. Испанский король управлял Нидерландами через своего наместника. Именно ему местные дворяне-протестанты, объединившись в союз, предъявили свои требования. Оппозицию католицизму возглавили представители местной аристократии графы Эгмонт и Горн, а также принцВильгельм Оранский (1533–1584).
В 1566 г. нидерландские протестанты стали открыто проповедовать свою религию. Начались нападения на католические храмы. Это было началом революции.
Испанские власти пошли на уступки, но для подавления восстания были посланы войска во главе с жестоким и высокомерным герцогом Альбой. Начался террор против местного населения. Эгмонт и Горн были казнены.
Главной силой народного восстания стали лесные и морские гезы (оборванцы, как их называли испанцы). Они вели успешную партизанскую войну. В 1572 г. морские гезы захватили Бриле и Флиссенген. Испанцы продолжали зверствовать и разгромили Антверпен. Альбу отозвали, но на юге местные дворяне отошли от движения и пошли на соглашение с Филиппом II.
Семь северных (кальвинистских) провинций в 1579 г. в городе Утрехте заключили унию (союз) для борьбы с Испанией. В 1581 г. северные провинции провозгласили себя независимой Республикой Соединенных Провинций. Самый влиятельный и богатый землевладелец Нидерландов Вильгельм Оранский был избран наследственным статхаудером (наместником). Через три года Вильгельм Оранский был убит, но северные провинции продолжили борьбу.
В 1609 г. Испания была вынуждена признать независимость Голландии, как стала именоваться новая страна по названию самой большой из северных провинций. В Нидерландах Реформация переплелась с национально-освободительной борьбой против испанского владычества. Феодальные порядки были уничтожены. Земли монастырей, короля и сторонников испанцев обрели местных хозяев. Ускорилось развитие промышленности, торговли и банковского дела. Голландцы захватили много колоний, стали торговать с Японией и Китаем.Кальвинизм вдохновлял сторонников независимости на протяжении 1566–1648 гг. Последняя дата в хронологии революции связана с Гаагским миром, по которому Испания окончательно признала Голландию. Южные провинции остались под властью Испании и получили название Испанских Нидерландов, а впоследствии стали Бельгией. В результате первой в мире буржуазной,Нидерландской революции возниклапервая в мире буржуазная республика.
• Инновации. Революция
Наиболее часто этот термин применяется к характеристике смены политических режимов и государственного строя. Как правило, решительный переворот в жизни общества сопровождается применением насилия со стороны партии или партий, являющихся сторонниками радикальных изменений и побуждающих массы населения к решительным действиям. Политическая революция происходит в силу резкого обострения социальных противоречий, существующих в обществе. Обычно сначала складывается революционная ситуация, своеобразная ситуация выбора. Если власть не идет на реформы, уступки или не в состоянии подавить оппозицию, упредить ее решительные действия, то революция оказывается последним аргументом народа.
Право народа на революцию обосновали просветители, создатели «теории общественного договора». Если власть, правитель не справляется с вверенными ему народом задачами управления, то народ имеет право такую власть, таких правителей отстранить, в том числе и насильственно.
«Я придерживаюсь той точки зрения, что небольшие мятежи, случающиеся время от времени,–вещь хорошая, они столь же необходимы в политическом мире, как бури в мире физическом. Безуспешные мятежи, конечно, обычно провоцируют покушения (со стороны власти) на права мятежного народа. Понимание истинной пользы восстаний должно побуждать честных правителей республики быть настолько умеренными в наказаниях за мятежи, чтобы чрезмерно не обескуражить их будущих участников. Восстания, как лекарства, необходимы для того, чтобы правительства были здоровыми и разумными»,–писал Томас Джефферсон (будущий третий президент США) к Дж. Мэдисону (1787 г.). В другом письме он же уточнял: «Дерево свободы необходимо поливать время от времени кровью тиранов и патриотов. Это его естественное удобрение» (письмо к У. С. Смиту, 1787 г.).
После революции началось стремительное возвышение Голландии. XVII в. оказался «золотым веком» Нидерландской республики. Голландские фермеры превратили местное сельское хозяйство в самое продуктивное в Европе. В Нидерландах были проведены значительные мелиоративные и осушительные работы. Не будет преувеличением утверждать, что в XVII–XX вв. голландцы «вылизали» каждый кусочек своей родной земли.
В XVII в. маленькая Голландия смогла создать самую большую колониальную империю, которую составили территории в Азии, Южной Африке и Новом Свете.
Наличие значительных, все возрастающих возможностей, материальных и финансовых ресурсов позволяло богатому голландскому купечеству покровительствовать искусствам, наукам и техническим изобретениям. В XVII в. в Голландии жили и творили такие ученые, как Гроций (1583–1645 гг.), Спиноза (1632–1677 гг.) и Левенгук (1632–1723 гг.), а также знаменитые художники: Рембрандт (1606–1669 гг.), Рубенс (1577–1640 гг.), Ван Дейк (1599–1641 гг.) и др.
• Имена. Рембрандт
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), голландский живописец, график.
В России Рембрандт является одним из наиболее известных зарубежных художников, т. к. в Государственном Эрмитаже его работы представлены в большом зале и производят сильное впечатление даже на самого неискушенного зрителя.
Произведения Рембрандта отличают глубокие психологические характеристики, исключительное мастерство живописи, основанной на эффектах светотени. Он был автором портретов, в том числе групповых («Ночной дозор», 1642; «Святое семейство», 1645). Ряд картин был написан на мифологические («Даная», 1636), религиозные («Давид и Урия», 1665) и исторические («Заговор Юлия Сивилиса», 1661) сюжеты. В его работах живопись приобретает особую эмоциональную выразительность.
- Владимир Валентинович Фортунатов История мировых цивилизаций
- Аннотация
- Оглавление
- § 2. Древнеегипетская цивилизация
- § 3. Шумерская цивилизация
- § 4. Индийская цивилизация
- § 5. Китайская цивилизация
- § 6. Иудейская цивилизация
- § 7. Персидская цивилизация
- § 8. Древнейшие цивилизации Америки
- § 9. Другие древние цивилизации
- Глава 2 Место античности в мировом историческом развитии
- § 10. Античная Греция
- § 11. Античный Рим
- Глава 3 Фундаментальное значение древних цивилизаций
- § 12. Человек и Природа в древнейшую эпоху
- § 13. Социальный строй древних обществ
- § 14. Человек начинается в древности
- Раздел 2
- § 2. Византийская цивилизация
- § 3. Становление европейской феодальной цивилизации
- § 4. Рождение и расцвет мусульманской цивилизации
- § 5. Время викингов
- § 6. Раннефеодальные государства Европы
- § 7. Рождение русской цивилизации
- Глава 2 Феодальная эпоха: противоречия и проблемы
- § 8. Церковь и власть в феодальную эпоху
- § 9. Эпоха монголов: великая номадическая цивилизация
- § 10. Русь между Европой и Азией
- § 11. Западная Европа: накопление сил
- § 12. Китайский исторический цикл в Средние века
- § 13. Японская островная цивилизация
- § 14. Оттоманская империя на грани миров
- § 15. Индия: от могольской державы к «жемчужине английской короны»
- § 16. Человек феодальной эпохи
- Глава 3 Поздний феодализм и новый поворот в мировой истории. Ренессанс (Возрождение) как духовная революция
- § 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма
- § 18. Особенности послемонгольского возрождения России
- Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
- § 19. Великие географические открытия как цивилизационный прорыв
- § 20. Реформация в Европе: форма и сущность
- § 21. Европейский абсолютизм
- § 22. Маньчжурский цикл китайской цивилизации
- § 23. Япония, закрытая от мира
- § 24. Московское царство в XVI–XVII вв.: становление, кризисы, реформы
- § 25. Забытая Нидерландская революция
- Раздел 3
- § 2. Начало индустриальной революции
- § 3. Становление американской цивилизации: от колонии к независимости
- § 4. Великая Французская революция
- § 5. «Революция сверху» в России: Петр I и Екатерина II
- § 6. Колониализм и развитие мировой цивилизации
- Глава 2 Наполеон и его время
- § 7. Англия как родоначальница промышленной революции
- § 8. Англия как страна классического капитализма
- § 9. Франция против Европы
- § 10. Россия против Франции. Поражение Наполеона
- § 11. Борьба за свободу в Европе и Америке
- § 12 Человек Нового времени
- Раздел 4
- § 2. Европейская революция 1848–1849 гг
- § 3. Путь сша к мировому лидерству
- § 4. Германия и Италия: пути объединения
- § 5. Модернизация по-японски
- § 6. Английская модель цивилизованного общества
- § 7. Скандинавские страны на пути реформ
- Глава 2 Догоняющая модель цивилизационного развития
- § 8. Судьба Египта
- § 9. Турция – «больной человек Европы»
- § 10. Цивилизационное отставание России
- § 11. Европа Южная
- § 12. За пределами цивилизованного мира
- § 13. Межцивилизационные отношения: от взаимодействия к противоборству
- Глава 3 Первая мировая война и Великая русская революция
- § 14. Первая мировая война: причины, этапы, победа Антанты
- § 15. Версальский договор и послевоенный мнр
- § 16. 1917 Г. В российской и мировой истории
- § 17. Человек в условиях кризиса мировой цивилизации
- Глава 4 Советский «вызов» Западу и советский «пример» для Востока
- § 18. Становление советской цивилизации
- § 19. Европа после войны. Фашизм в Италии
- § 20. Фашизм в Германии
- § 21. Антифашистское и революционное движение
- § 22. Кризис капитализма и «новый курс» ф. Д. Рузвельта
- § 23. Реформы по-турецки
- § 24. Особый ислам для иранского общества
- § 25. Революция в Китае
- § 26. Антиколониальное и национальное освободительное движение
- Глава 5 Вторая мировая война и Великая Отечественная война советского народа
- § 27. Усиление опасности войны в 1930-х гг
- § 28. Вторая мировая война
- § 29. Решающий вклад ссср в победу над общим врагом
- Раздел 5
- § 2. Нтр и мировая цивилизация
- § 3. Послевоенный социализм в ссср: место в мировой цивилизации
- § 4. «Холодная война» как противоборство цивилизаций
- § 5. Права и свободы в послевоенном мире
- Глава 2 Цивилизационное разнообразие современного мира
- § 6. «Шведская модель социализма»
- § 7. Финляндия: близкая и недосягаемая
- Часть I.
- § 8. Латинская Америка в XX в.
- § 9. Страны «золотого миллиарда» на пути постиндустриального общества
- § 10. Человек в восточных цивилизациях
- § 11. Древность и современность в иранской исламской революции
- § 12. Строительство социализма в современном мире (Китай и другие страны)
- § 13. Россия на рубеже XX–XXI вв
- § 14. Европейская интеграция
- § 15. Мировая цивилизация до и после «миллениума»
- § 16. Человек в условиях глобального мира
- § 17. Неизбежно ли столкновение цивилизаций?
- § 18. Цивилизованный человек в цивилизованном обществе
- Литература