logo search
История

Политические преобразования 60-70-х гг.

Александр II не обладал последовательной и продуманной системой политических взглядов, был весьма консервативен, однако здравый смысл и заветы гуманного воспитания подтолкнули его к проведению либеральных реформ.

На осень 1861 – начало 1862 года приходится целая серия важнейших перестановок в правительстве. В министерство финансов назначается М. Х. Рейтерн, в военное министерство – Д. А. Милютин; министром народного просвещения стал А. В. Головин, министром государственных имуществ – А. А. Зеленый, а юстиции – Д. Н. Замятнин. Эти государственные деятели были сторонниками постепенных реформ, имели репутацию людей с прогрессивными взглядами. Впоследствии они получили у историков наименование «либеральных бюрократов» или «просвещенных бюрократов». На эту «команду», которая сумела привлечь к работе широкий круг высококлассных специалистов, экспертов, опирался царь при подготовке и проведении ряда важных преобразований в политической сфере.

В январе 1862 года российское правительство впервые в истории страны опубликовало государственный бюджет, точнее – роспись государственных доходов и расходов. Распоряжение императора о ежегодной публикации бюджета к всеобщему сведению было сделано в форме указа 1 января 1862 года. Впервые российские подданные получили возможность знать сумму налоговых поступлений, а также статьи и суммы расходной части.

Университетская реформа была связана с возросшим спросом на образованных людей. Введенный в 1863 году университетский Устав предоставлял широкую автономию Университетам: вводилась выборность ректора, дека­нов, профессоров, предоставлялась свобода в распределении внутренних денежных средств и т. д. Вузы получали литературу из-за границы и издавали свои труды без цензурного контроля. Совет университета стал сам решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администрации — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой.

Школьная реформа внесла качественные изменения в систему образования. Гимназический устав 1864 года ввел равенство в среднем обра­зовании всех сословий и вероисповеданий. Для гимназий устанавливалась плата, но они были бессословными и делились на классические и реальные. В классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. В пореформенной России действовали три типа начальных школ: министерские, земские и церковно-приходские, целью которых ставилось начальное образование через преподавание чтения, письма, арифметики и закона Божьего.

С эпохи Александра II началось движение в сторону решения проблем женского образования. В первой половине XIX века Россия не имела регулярного женского образования. В 1858 году были открыты в Петербурге и Москве женские училища, причем московское находилось под покровительством императрицы. Позже женские училища стали открываться во всех губернских городах. С 1862 года вводились женские гимназии, а в 70-х годах были созданы Высшие женские курсы. Бестужевские курсы в Петербурге, наиболее известные в стране, давали основательное высшее образование.

Земская реформа вносила серьезные изменения в управление страной. В 1864 году в России вводились земские учреждения. Распорядительные (уездные и губернские земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы) органы местного самоуправления избирались на три года. Члены земских собраний получили название «гласных». Их избирание проходило по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянских общин. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы.

Политических прав у земств практически не было. Не обладали они и законодательной инициативой. В компетенцию земств входили вопросы народного образования, здравоохранения, благотворительности, благоустройство дорог, забота о местной торговле и промышленности. Организация земствами школ, больниц, сиротских домов способствовала решению насущных проблем жизни населения. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. Они не подчинялись местной власти — губернатору, но тот наблюдал за законностью земских решений, правительственная администрация также ут­верждала председателей земских управ.

Введение выборности, самоуправления, независимости от ад­министрации и всесословности было большим прогрессом. Однако в организации земств современниками отмечались некоторые изъяны:

- постоянно поддерживался значительный перевес дво­рян в земствах;

- председателями земских собраний были главы сослов­ных дворянских органов — предводители дворянства;

- вводились земства лишь в 34 губерниях центральной России.

Однако и ограниченные в правах земства показали свою жизнеспособность, а земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Городская реформа в 1870 году привела к созданию городского выборного самоуправление, которое строилось на таких же принципах, как и земское. В его задачи входили такие же хозяй­ственные вопросы. Каждые четыре года в 509 городах изби­рались городские думы, которые формировали городские упра­вы. Руководил и городской думой, и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей. Значимость голоса избирателя зависела от тех налогов, которые он платил в бюджет города.

Судебная реформа, начавшаяся с 1864 года, стала наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века.

В стране вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебная палата (несколько судебных округов). Суд стал бессословным, т. е. одинаковым и равным для всех сословий. Низшей инстанцией был мировой суд, ему поручались гражданские дела. Важные дела рассматривались в окружном суде коллегией присяжных заседателей. Сами присяжные выбирались из дворян, горожан и крестьян, тем самым был определен всесословный принцип суда. Присяжные определяли виновность или непричастность к преступлению, а судья вел заседание и определял меру пресечения и наказания. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат. Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Следствие проводил судебный следователь. Решения судов могли быть обжалованы и в виде апелляций подавались в судебные палаты, а затем и в высшую судебную инстанцию империи – Сенат. Коронного судью назначал министр юстиции. Назначение было пожизненным, жалованье высоким, что позволяло говорить о независимости коронных судей от административных органов.

Открытость судебного процесса, приток в ряды прокуратуры и адвокатуры талантливых деятелей постепенно меняли отношение общества к суду в России, прежде всего в городах. Быстро завоевали уважение и мировые судьи, рассматривавшие широкий круг дел. Новые порядки сделали судебные заседания заметным общественным явлением. Во многих газетах и журналах создавались разделы судебной хроники.

Реформа печати началась с отмены в 1865 году предварительной цензуры для книг и столичной прессы. Вводилась карательная цензура: теперь наказывали за уже опубликованные материалы, вплоть до закрытия издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цен­зура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура. Однако в этот период печать стала более свободной, появилось слово «гласность», которое вновь «воскресло» в период «перестройки» 1985-1991 годов

Церковная реформа была направлена на ликвидацию сословной замк­нутости православного духовенства. Отныне священ­никами могли становиться не по наследству, а по призванию, по лично­му выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала вы­борности, самоуправления. Правительство расширило права ино­верцев, старообрядцев, сектантов.

Военная реформа растянулась на долгие годы. В ходе ее проводилась реорганизация военного управления, проходило перевооружение армии, совершенствовалась военно-судебная система, улучшалась деятельность военно-учебных заведений. Программу коренного переустройства русской армии представил Д. А. Милютин (1816-1912), который с 1861 года около 20 лет являлся военным министром.

Страну разделили на пятнадцать военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненных военному министру. Было центра­лизовано и упорядочено управление войсками, Военные суды и учебные заведения сближались по устройству с гра­жданскими вузами. В 1874 году рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской обязанностью, распространявшейся на все мужское население империи, достигшее 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался срок службы в шесть лет. Мужчины, отслужившие действительную службу, увольнялись в запас на девять лет. На флоте служили семь лет и три года находились в запасе. Значительные льготы дава­лись с учетом образования: выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Причем студенты высших учебных заведений по закону от обязательной воинской службы освобождались вчистую, но обычно проходили полугодовую службу на добровольных началах и назывались вольноопределяющимися.

Армия играла значительную роль в распространении ­грамотности, так как всех неграмотных во время службы обучали, что стимули­ровало рост образованности в стране. В 60-е годы по настоянию военного министра были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска.

Реформирование России шло в ногу с веком. Для многих стран 1860-1870 годы были временем всесторонней модернизации. В 1861-1865 годах в США было ликвидировано рабство, произошла гражданская война между Севером и Югом, после чего начался быстрый экономический рост. В 1867-1868 годах началась европеизация Японии, получившая название "революции Мэйдзи". В 1870 году завершилось объединение Италии. А в 1871 году возникла объединенная Германия. Современники называли проведенные Александром II реформы 1860-1870-х годов, «великими», так как они изменили облик государства, проникая во все сферы жизни общества. Они открыли путь интен­сивному экономическому развитию, значительно продвинули Россию по пути капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Однако политическое преобразование страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией.