logo
История

Секуляризация сознания и развитие науки.

В эпоху Реформации и Революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовали секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.

История в терминах. Секуляризация (от позднелат. saecularis—мирской, светский) — это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.

В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 годах. К середине XVII века на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам

Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.

В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего»76.

В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.

В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX веков в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 году – 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн. человек. В 50-70-х годах XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Конечно, свыше 90% всех важнейших научно-технических заведений было осуществлено в XX в.

Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643-1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.

В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.