logo
История

Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

Основой социальной организации Древней Руси была община. В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свобод­ные кре­стьянеобщинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой обмери­вали зе­мель­ные участки; вервь называли также «сотней», позже - «губой»). Их с уважением называли «люди», «мужи». Они пахали, сеяли, ру­били и па­лили лес под новую пашню («подсечно-огневая система»). Могли завалить мед­ведя, лося, кабана, наловить рыбы, собрать мед из лесных бортей. «Муж» Древней Руси участвовал в сходе общины, выбирал старосту, участвовал в судебном разбира­тельстве в составе свое­об­разной «коллегии присяжных» – «двенадцати лучших му­жей» (называлась «извод»). Древний русич вместе с соседями преследо­вал конокрада, под­жига­теля, убийцу, участвовал в вооруженном опол­чении в случае крупных военных похо­дов и вместе с другими отбивался от налета ко­чевников. Свобод­ный человек должен был контро­лировать свои чувства, отвечать за себя, родст­венников и зависимых людей. За пре­думыш­ленное убийство в соответствии с «Русской Правдой», сводом законов первой поло­вины XI в. имущество конфискова­лось, а семья полностью обращалась в рабство (эта про­цедура называлась «поток и раз­грабление»). За клок во­лос, вырванный из бороды или усов, оби­женному свобод­ному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гри­вен (гривна – слиток серебра весом примерно в 200 граммов; в настоящее время гривна яв­ля­ется ос­новной денежной еди­ницей на Ук­раине). Так ценилось личное достоин­ство сво­бод­ного чело­века. Убийство каралось штрафом в размере 40 гривен.

«Муж» Древней Руси был бесспорным военнообязанным, участником военных по­хо­дов. По решению народного вече в поход выступали все боеспособные мужчины. Оружие (мечи, щиты, копья) получали, как правило, из княжеского арсенала. Каждый мужчина умел обращаться с топором, ножом, луком. Так, армия Святослава (965–972), вклю­чая в себя наряду с дружиной и народное ополчение, насчитывала до 50–60 тыс. человек.

Общинное население составляло абсолютное большинство в Новгородских, Псков­ских, Смоленских, Черниговских, Владимирских, Полоцких, Галицких, Киевских и дру­гих землях. Своеобразную общину составляло и население городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

В то же время различные жизненные обстоятельства создавали категории людей иного юридического статуса. Рядовичами называли тех, кто попадал во временную за­виси­мость от хозяина на основании договора («ряда»), заключенного с ним. Закупами станови­лись те, кто потерял свое имущество и получал от хозяина небольшой участок земли и ору­дия труда. Закуп работал за ссуду (купу), пас скот хозяина, не мог от него уйти, мог под­вер­гаться те­лесному наказанию, но не мог быть продан в рабство, сохра­няя шанс вы­ку­питься на сво­боду. В результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за пре­ступ­ления, через женитьбу или замужество на холопе или холопке рус­ские люди могли стать хо­лопами. Право господина в отношении холопа было ни­чем не ограни­чено. Его убийство «стоило» всего 5 гривен. Холопами были, с одной стороны, слуги феодала, вхо­дившие в состав его личной челяди и дружины, даже кня­жеской или боярской админист­рации. С дру­гой сто­роны, хо­лопы (рабы русского об­щества) в отли­чие от ан­тичных рабов могли быть поса­жены на землю («страдные люди», «страдники»), работали в качестве ре­месленников. Люмпен–про­летариями34 Древней Руси по аналогии с Древним Римом можно на­звать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего преж­него социального по­ложения: крестьяне, вы­гнанные из общины; выкупившиеся на свободу вольноотпу­щен­ные холопы (как правило, после смерти хо­зяина); разорившиеся купцы и даже кня­зья «без места», то есть не полу­чившие территории, на которой они вы­пол­няли управ­ленче­ские функции. При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип - «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы, князья и бояре.