logo
История

Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.

В Америке народ отстоял свое право самому решать свою судьбу. В Декларации неза­висимости (4 июля 1776), Американской конституции (1787), Билле о правах (1791) нашли свое воплощение ценности формирующегося буржуазного общества, провозглаша­лись права граждан, создавался республиканский строй.

«Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или за­прещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или пе­чати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекра­щении злоупотреблений...право народа хранить и носить оружие не подлежит ог­раниче­ниям...Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и иму­ще­ства не мо­жет нарушаться необоснованными обысками или арестами...никто не дол­жен принуждаться сви­детельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, сво­боды и имущества без законного судебного разбиратель­ства; ника­кая частная собствен­ность не должна отбираться для общественного пользо­вания без спра­ведливого вознаграж­де­ния...Во всех случаях уголовного преследования обвиняе­мый имеет право на скорый и пуб­личный суд беспристрастных присяжных того штата и ок­руга, где было совершено пре­ступ­ление...обвиняемый может требовать при­нудитель­ного вызова своих свидетелей и поль­зо­ваться помощью адвоката для за­щиты...Перечисление в Конституции определенных прав не должно трактоваться как от­рицание или умаление других прав, сохраняемых наро­дом»68.

К концу XVIII в. новую цивилизацию отличало сочетание таких принципиальных ос­нов как мессианство (уверенность в избранности судьбы американцев и их страны), рацио­нализм (умение реально и конкретно, разумно решать возникающие вопросы) и демокра­тизм (определившаяся тенденция совместного и активного участия народа в ор­ганизации своей жизни). Именно эти обстоятельства обусловили прогрессирующее пре­восходство Нового Света над Старым, которому пришлось вплотную столкнуться не только с этими чертами нового общества, но и с такими, как панамериканизм, экспансио­низм, изоляцио­низм, импе­риализм, то есть стремление установить гегемонию Америки над всем миром.