logo
История

Усиление государственного регулирования экономики.

Новому самодержцу досталось огромное и сложное наслед­ство. В 1897 году была проведена первая Всероссийская перепись населения. Оно составило 126 млн. человек. На 1 января 1915 года, по данным Централь­ного статистического комитета МВД, числен­ность населения равнялась при­мерно 182 млн. человек. Россия, несмотря на довольно вы­сокую смерт­ность, являлась страной с самым высоким приростом населения в Европе – 1,6%. В Германии ежегодный прирост составлял 1,4%, в Англии – 1,2, в Бельгии – 1,0, во Франции – 0,12. Немец­кие пропаганди­сты того времени говорили о вырождении французов.

На самом верху со­ци­аль­ной пирамиды в России находилась царствующая фамилия, Дом Романовых, включавший около 50 персон. Царю и его родст­венникам принадлежало 8 млн. десятин земли (по 160 тыс. на каждого в среднем). Царской семье при­надлежали рудники, промышленные предпри­ятия, овцеводческое, вино­дель­ческие (Мукузани, Напареули, Массандра – 100 тыс. ве­дер еже­годно) и другие доход­ные хозяй­ства. Царская семья имела вклады в бан­ках, по­лучала еже­годно до 10% годовых.

Русские цари смотрели на Россию, как на свою большую вотчину, которой распоряжались по своему разумению. Хозяином Земли Русской назвал себя Николай II, отвечая на вопрос Всероссийской переписи 1897 года о роде занятий.

В аграрном секторе Александр II, Александр III и Николай II регулировали ситуацию в интересах помещиков. Дворянский земельный, 8 местных дворянских земельных банков, 10 акционерных земельных банков и 36 городских кредитных обществ предоставляли помещикам кредиты на долгосрочной основе. В ходе столыпинской реформы в результате продажи земли и залоговых операций помещики получили очень крупные суммы денежных вознаграждений. Размеры крестьянских хозяйств столыпинская реформа ограничивала, чтобы не создавать конкуренции помещикам, производителям почти половины всего товарного хлеба в стране. Важную роль играла переселенческая политика правительства.

Развитию промышленности и транспорта с учетом военно-стратегических и экономических задач царское правительство уделяло особое внимание. Сразу после смерти Александра II, который за взятки покровительствовал частному предпринимательству в железнодорожном строительстве, Александр III круто изменил железнодорожную политику. Железные дороги стали выкупаться у частных обществ. Их стали строить качественно и не слишком дорого за государственный счёт, используя для этих целей зарубежные займы.

Царское правительство поддерживало крупный бизнес, военное производство, высшее техническое образование. Было создано несколько политехнических институтов (в Петербурге, Киеве, Варшаве и др.), Московский институт инженеров транспорта и т. д. Государство контролировало приобретение иностранцами собственности в России. Так, не разрешалось покупать пороховые заводы.

Император предпочитал сам распоряжаться огромной государственной собственностью. Она включала в себя к 1913 году почти 1/3 ча­сть земель, 2/3 лесов, 2/3 всех железных дорог, 7/8 телеграфа, множе­ством ценных руд­ни­ков, казенных заводов, особенно военных и т. д.

Российский предпринимательский класс зависел от царской бюрократии. Получение выгодных правительственных условий, разного рода разрешение создавало в России обширное коррупционное поле. На царе, высшей бюрократии лежала огромная ответственность за страну.