logo search
История

§ 2. Национально-освободительное движение: причины, движущие силы, проблемы. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.

Цивилизаторская «миссия белого человека в отношении отсталых народов» достаточно быстро стала вызывать сопротивление. Войны за независимость в Латинской Америке в конце XVIII – первых десятилетиях XIX вв. привели к возникновению группы самостоятельных государств, которым пришлось отстаивать свой путь развития от мощного и активного соседа – США.

На разных этапах европейской колонизации коренные жители Африки и Азии оказывали колонизаторам упорное сопротивление. Достаточно назвать антиголландское восстание под руководством Дипонегоро на индонезийском острове Ява (1825-1830), выступления под руководством Абд аль-Кадира в Алжире против французов (1832-1847) и другие.

Большие влияние на развитие освободительного процесса в Азии и Африке оказывали события в Европе и особенно в России. Ареной бурных выступлений, восстаний и войн стали Китай, Корея, Индонезия, Индия, Иран, Афганистан, Египет, Марокко, Сирия, Турция, Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия, Кения, Камерун и др. Европейцы не любят вспоминать об этих событиях, о жестокостях, предательствах и провокациях, к которым прибегали колониальные администрации, чтобы расколоть освободительные силы, лишить их наиболее ярких лидеров.

Национально-освободительное движение стран Азии и Африки развивалось неравномерно. В некоторых странах в силу более высокого уровня социально-экономического и политического развития этот процесс начался раньше и протекал более активно. На этот процесс в меру своих возраставших возможностей стремился влиять СССР. Коммунистический Интернационал был организован, как мировая коммунистическая партия. Местные коммунистические партии, часто не соразмеряя своих возможностей, старались отличиться на своем участке борьбы с мировым империализмом. Не следует недооценивать и возрастающую активность США, которые, используя самые разные методы, старались укрепить свое влияние и вытеснить конкурентов из различных стран и регионов.

В целом до второй мировой войны лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен (в 1918 году), Афганистан (1919), Египет (1922), Ирак (1930), Сирия (1941), Ливан (1943). Независимость была относительной, носила часто формальный характер и вся борьба была еще впереди.

Мощным мобилизующим фактором в азиатских и африканских странах являлась религия, которая сплачивала массы на общей идейной основе. Чаще всего в роли такой объединяющей религии выступал ислам с его идеей газавата против неверных. Антиколониальное сопротивление часто приобретало религиозную «оболочку» (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, кимбангизм в Бельгийском Конго).

Во многих странах имелись свои особенности. Так, иранцы исповедуют шиизм в отличие от большинства мусульман, сторонников суннизма. Дело в том, что четвертым халифом у арабов был Али – двоюродный брат и зять, кровный родственник Мухаммеда. Приверженцы Али (шия-Али, или партия Али; «шия» по-арабски означает партия, секта, схизма) не признавали законности предыдущих халифов, так как те были не из рода пророка, но «избраны» общиной, что шииты считали узурпацией власти. Али, его сыновья Хасан и Хусейн были убиты. Шииты потерпели поражение, но укрепились в Иране и Ираке. В Ираке шиизм стал религиозным выражением борьбы персов против арабских завоевателей.

Шииты законными преемниками пророка Мухаммеда считают только его сородичей-потомков и признают одиннадцать законных имамов – потомков Али. Шииты отвергают сунну – сборник преданий о пророке, составленный еще при первых халифах. Иранцы верят в то, что двенадцатый имам еще в IX в. таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо. Поэтому светские правители Ирана – шахи – выступают как бы временно исполняющими обязанности высшего духовного суверена, возглавляют исполнительную власть. Шииты исходили из того, что скрытый имам в конце концов объявится как спаситель – махди. Махдизм с начала XVI в. стал в Иране официальной государственной религией.

В 1844 году, через тысячу лет после исчезновения двенадцатого скрытого имама, сеид Али Мухаммед (сеиды – потомки пророка) объявил себя сначала Бабом (вратами, через которые мессия спустится на землю), а потом и самим Махди. Заключенный в крепости новый пророк в написанной книге выступал за справедливость, за гарантии прав и имущества, против произвола властей и засилья иностранцев. Последователи Баба шли дальше, требуя всеобщего равенства, включая и равенство женщин. Они добивались раздела и общности имущества. Бабидские восстания были подавлены. Баб и его сподвижники казнены.

Такое развитие событий вызвало у шахов своеобразный антиреформаторский комплекс: они больше полагались на иностранную помощь. К концу XIX в. в отличие от Турции, где прошли танзиматские реформы, Иран превратился в зависимое полуколониальное государство. На севере, включая Тегеран, преобладающим было русское влияние. На юге, в районе Персидского залива – английское.

В декабре 1905 года началась иранская революция. В стране проходили мощные демонстрации. В городах создавались революционные энджумены, своеобразные советы. Эти органы народной власти контролировали местную власть, цены, основывали школы, издавали до 350 газет и журналов. Развернулось движение муджахидов – борцов за веру, за идею, за справедливость. Часть муджахидов – федаи (федаины) – была готова идти на самопожертвование, например, при осуществлении террористических актов. В Иране использовалась и такая форма борьбы, как бест. Это сидячая забастовка на территории мечети с выдвижением конкретных требований к властям.

В 1906 году в Иране был введен конституционный режим и созван меджлис, который уже летом 1908 года был распущен. Шах был свергнут широкой оппозицией, и бежал в Россию. Попытки нового шаха опереться на новый меджлис и помощь американских советников закончились оккупацией значительных территорий страны английскими и русскими войсками. Революция была разгромлена, а новое шахское правительство признало в 1912 году англо-русское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния.

В результате первой мировой войны, когда Германия, на которую пытались опереться тегеранские правители, потерпела поражение, а русские войска после 1917 года были выведены из Ирана, к августу 1919 года англичанам удалось навязать Ирану кабальное соглашение, установить контроль над иранской армией, финансами, нефтью и внутренней политикой.

Освободительное движение в Иране усиливалось и в 1921 году к власти пришел глава персидских казачьих частей Реза-хан. Была реорганизована армия. Подписал договор с Советской Россией, которая оговорила для себя право вводить в Иран войска в случае угрозы своей безопасности. Затем в 1925 году прежняя династия была низложена, а Учредительное собрание провозгласило Реза-хана новым шахом новой династии Пехлеви. Идея республиканизма в отличие от Турции в Иране не поддерживалась шиитским духовенством.

В стране стали строиться промышленные предприятия, железные дороги, создан Национальный банк Ирана, введена государственная монополия внешней торговли, ограничены некоторые льготы и привилегии англичан. Были учреждены светские школы, принят закон об обязательном начальном образовании. Был открыт Тегеранский университет и другие высшие учебные заведения. Как и в Турции, вводилась европейская одежда, фамилии, отменялись традиционные титулы и звания. Иран получил значительный импульс в своем развитии по пути прогресса.

В условиях второй мировой войны СССР и Англия в августе 1941 года оккупировали Иран. Прогермански настроенный Реза отрекся от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза.

После окончания второй мировой войны в Иране стало усиливаться влияние США.