logo search
Дударев - Средние века

Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная учебная программа по курсу "Истории средних веков" подготовлена на основе требований Государственного Стандарта II поколения1.

В Госстандарте даются следующие параметры содержания дисциплины. «Сущность перехода от античности к Средневековью. Различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы. Закономерности и региональные особенности феодализма в странах Европы и Азии. Преемственность культурных традиций античности в Средние века на Западе и Востоке. Становление и развитие христианской цивилизации. Роль христианской церкви в феодальном обществе, разделение церквей, особенности их организационной структуры. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе. Христианский мир и Восток в их взаимодействии и противостоянии. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в странах арабского Востока. Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре Средневековья. Гуманизм как система мышления в эпоху Возрождения. Католическая церковь и процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Реформация и ее формы. Развитие науки и техники. Великие географические открытия и их последствия. Страны Востока (Индия, Китай, Япония) в период Средних веков. Своеобразие социально-политической истории и культуры стран Востока. Распространение мировых религиозно-философских систем. Проникновение европейцев в страны Востока. Генезис капитализма, его специфика в различных странах и социальные последствия. Этот каркас дисциплины выдержан в представленной ниже программе и УМК.

Как и ее предшественницы2, данная программа построена на проблемном подходе к освещению материала. Вместо преимущественного рассмотрения истории тех или иных регионов и стран на различных отрезках средневековья3 преподавание истории средних веков на историческом факультете АГПУ в силу конкретного объема часов, отведенных на лекционный курс, основано на рассмотрении наиболее общих, крупных проблем медиевистики, таких как возникновение и развитие феодализма, особенности аграрных отношений, генезис феодального государства в средневековье, проблемы возникновения и роста средневекового города и т.д. Именно такая структура курса позволяет сосредоточить внимание студентов на реализации его главных задач, связанных с пониманием феномена средневековья, сущности феодальной системы и особенностей ее развития, ее роли в формировании особого типа человека с соответствующей ментальностью, а также изучении причин вызревания капиталистических отношений в недрах феодализма и специфики их проявления в социально-экономической и духовной сфере. В этом же ключе дается обзор проблем изучения средневекового Востока, а также рассматриваются основные этапы развития тех восточных стран, которые новым Госстандартом определены как базовые в изучении этого региона.

Актуальность преподаваемого курса «Истории средних веков» несомненна. Изучение курса позволяет изучить происхождение многих феноменов современной жизни, ведущих свое происхождение из средневековья, или утвердившихся тогда (города, культура, образование (в том числе, университетское), аграрные отношения, основы собственности (особенно применительно к Востоку), менталитет, мировые религии и религиозные организации и т.п.).

Реализуя проблемный подход, мы при этом опираемся на такие принципы периодизации всемирной истории как формационный и цивилизационный, осуществляя на практике попытку их синтеза, и исходя из нецелесообразности противопоставления таковых друг другу. Оригинальной формой такого синтеза является разрабатываемый кафедрой всеобщей истории с 1993 г. интеграционный принцип (подробнее см.: Дударев С.Л. Учебная программа спецкурса "Основные этапы всемирной истории". – Армавир, 2001), предусматривающий выделение крупных этапов интеграции человеческих общностей, начиная от первобытных локальных и завершая их международной кооперацией во всемирном масштабе в XX - начале XXI в. Элементы этой периодизации, в частности, хронология периода средневековья, употребляются в данном курсе средних веков (см. ниже).

При этом курс "История средних веков" предстает как включенный в единую систему подготовки специалиста на историческом факультете АГПУ. В нем присутствуют межпредметные связи, способствующие осуществлению этой системы в процессе преподавания: с историей древнего мира, с одной стороны (проблема перехода от античности к средним векам), и историей нового времени, с другой (раннее новое время, считающееся одновременно поздним средневековьем); а также мировой художественной культурой и философией периода средневековья. При этом материал указанных курсов не дублируется, а дается применительно к раскрытию указанных задач нашего курса и в соответствии с новым Госстандартом. Территориальные рамки курса - страны Западной Европы, Византия, страны Востока (арабский Восток, Индия, Китай, Япония). Хронологические рамки курса применительно к Западной Европе включают в себя непосредственно историю средних веков – конец IV – конец XV (от начала Великого переселения народов до начала Великих географических открытий европейцев)4, а также начальный период раннего нового времени (XVI – начало XVII в.)5. Средние века Востока заключаются в используемом в вузовском преподавании рамки учебнике Л.С. Васильева в рамки первых веков н.э. – середины XIX в. В то же время, нами при чтении курса учитываются новые подходы отечественной и зарубежной (англо-американской) историографии. Согласно российской академической «Истории Востока», средние века Востока начинаются с VI-VII вв., а период нового времени начинается на рубеже XV-XVI вв. Западные историки сдвигают грань между средневековьем и новым временем к рубежу XVI-XVII вв. В любом случае, следует учитывать, что в мировой исторической науке происходит резкое сближение начала раннего нового времени в Западной Европе и на Востоке, что является следствием учета объективно шедших в указанную эпоху процессов вовлечения различных народов и стран в действительно всемирную историю.

Формы текущего промежуточного и итогового контроля. После завершения 1-го семестра студенты сдают зачет по предмету, который выставляется на основании итогов их работы на семинарских занятиях (выступления на семинарах по изучаемым темам с анализом источников и применением учебной и специальной литературы, написание терминологических диктантов, выполнение тестовых заданий и т.д.). После завершения 2-го семестра студенты сдают экзамен (по решению ректората - в письменной форме). И в 1-м и 2-м семестрах возможно выставление автоматических зачетов и экзаменов в случае, если студент показал высокий результат на семинарских занятиях. Студенты, не посещавшие лекционные занятия, обязаны предоставить преподавателю рефераты по пропущенным темам согласно списку, помещенному в заключительной части данной программы (см.: Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций).

Воспитательная задача курса состоит в воспитании учителя-исследователя, являющейся общей стратегией кафедры всеобщей и регионально истории и исторического факультета АГПУ в целом, развитии у будущего специалиста исторического мышления, понимания основных особенностей и закономерностей мирового исторического процесса, видения его многообразия, осознания назначения всемирной истории и ее смысла. Работа на лекциях и семинарах строится в русле новейших подходов к освещению истории средних веков, воспитывает у студентов объективное отношение к историческим событиям, необходимость доведения до учащихся в будущей педагогической деятельности разнообразных точек зрения на характер и ход исторического процесса, сопротивление всевозможным догмам и стереотипам, пристальное внимание к позитивному опыту отечественных и зарубежных историков

Структура программы такова. В первую часть входит составленная д.и.н., проф. С.Л. Дударевым учебная программа, определяющая содержательную сторону курса ИСВ (и начала РНВ). Эта программа на Всероссийском конкурсе учебно-методических комплексов, проходившем в конце 2005 г. по инициативе Института всеобщей истории РАН и Государственного университета гуманитарных наук при поддержке Национального фонда подготовки кадров, была удостоена Сертификата (№ 119), выданного Независимым комитетом по сертификации учебных материалов (председатель объединенного совета НКСУМ Е.Н. Геворкян). Во второй части комплекса дается рабочая программа курса ИСВ, составленная С.Л. Дударевым совместно с доц. И.И. Басовым, и включающая в себя тематику и планы лекционных и семинарских занятий, курсовых работ и рефератов, методические указания к семинарам, вопросы для зачета и экзамена, а также приложения, содержащие материалы к контрольным работам, коллоквиумам и тестам, список источников и литературы. Подчеркнем, что в список источников6 включены Интернет-ресурсы и иные мультимедийные средства, которые являются одним из важных показателей перестройки процесса обучения в соответствии требованиями Болонского процесса.