Методические указания
В 1517—1525 гг. Германия переживала мощный подъем общественного движения, нашедший свое выражение в Реформации и Крестьянской войне.
Первая задача, встающая перед студентом при анализе документов этой темы, заключается в необходимости охарактеризовать учение Мартина Лютера, используя выдержки из его «95 тезисов», а также «Свободы христианина», «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» и «Открытого увещевания ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа». При этом следует выяснить социальные и политические воззрения Лютера, его отношение к существующему строю и предпринимательству, а также проявлениям народного недовольства. Необходимо установить противоречия между предлагаемыми им реформационными изменениями и его взглядами на общественно-политическое устройство Германии. Далее необходимо дать анализ программы Т. Мюнцера и его сторонников, которая выражает интересы народной реформации. Следует установить, в чем заключалась критика феодального строя в ранних проповедях Мюнцера, каковы конкретные меры, предложенные им в письмах, написанных во время войны, и найти то общее, что свойственно и ранним и поздним документам, вышедшим из-под пера Мюнцера и его сподвижников. Это позволит определить, к чему сводится основная идея «Статейного письма», в котором, казалось бы, на первый план выдвинута мысль об объединении крестьян и феодалов, и почему в этом документе нет конкретных требований к последним. Установить подлинную цель «Письма» — главная задача при решении этой первой проблемы.
Вторая задача — подробный анализ «Двенадцати статей», ставших основным манифестом восставших крестьян. При разборе этого памятника нужно обратить внимание на то, что отдельные статьи заключают не одно, а несколько крестьянских требований, нередко различных. Студент должен выделить радикальные и умеренные требования и дать ответ на общий вопрос: покушаются ли крестьяне на самые основы феодального строя? Необходимо также ответить на следующие вопросы: можно ли выделить статьи, где под видом возврата к старине выражен протест крестьян против усиления феодального гнета? В какой форме происходит защита общинных прав? Есть ли требования, в которых сквозит уважение мелких хозяев к собственности, приобретенной путем купли? Какие требования свидетельствуют о влиянии Реформации на крестьянскую программу?
Анализ «Гейльброннской программы» представит наибольшие трудности, ибо передовые круги бюргерства выставили противоречивые требования. Надо отыскать в тексте программы требования, объективно способствовавшие буржуазному развитию страны; с другой стороны, вследствие неразвитости немецкого бюргерства, в программе отразились пожелания, имевшие целью защиту мелкой собственности и мелкого производства. Обе тенденции программы нуждаются в подробном рассмотрении. Характеризуя отношение авторов программы к крестьянству, следует иметь в виду, что они принимали одновременно и «Двенадцать статей», поэтому непосредственно крестьянских требований анализируемый документ не содержит. Тем не менее, важно установить, что предлагает текст программы в отношении крестьянских держаний. Изучение документа необходимо завершить общей оценкой «Гейльброннской программы».
Семинар 12 (4 ч.). СРС – 12 ч.
-
Характеристика французского абсолютизма по "Политическому завещанию" Ришелье.
-
Стадиально-региональные особенности абсолютистских монархий в Европе.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)