Методические указания для студента
В ходе рассмотрения материала 10-12 тем были намечены основные цивилизационные, ментальные параметры средневекового восточного общества, которые очень полезно сравнить с западноевропейским средневековым, представленным в теме 7. В ходе такого сравнения наглядно выясняется, что не только восточное, но и западное общество эпохи средневековья, внутренний мир представителей этих социумов были традиционными, близкими друг другу по ряду параметров. Мы имеем в виду теоцентричность мировосприятия, доминирование коллектива над индивидом, духовных ценностей над материальными, приверженность к родственным связям, приниженное в целом положение женщины и др. Однако именно в недрах средневекового западноевропейского общества зародились ростки капитализма, и в раннее новое время Европа сделала большие успехи на пути движения к новой общественной системе, ценности которой были зачастую прямо противоположны вышеописанным. Так в чем же причины такой разительной метаморфозы? Они – в более свободном, чем на Востоке положении индивида, а главное – в гораздо бóльших потенциальных возможностях для развития личности, в присутствующих как в социально-экономической и политической областях (система вассально-ленных отношений, сословное представительство), так и идеологической сфере (христианский персонализм) началах, которые способствовали становлению более эластичных отношений между властью и индивидом, воспитанию его в духе ответственности за свои поступки, стремлению к самовыражению. Это, в конечном счете, привело к глубокой перестройке всей общественной системы в прединдустриальную эпоху и прорыву в новый мир, если и не идеальный, но гораздо более динамичный, чем средневековый.
Источники и литература к темам 10-12 и семинарам 13-16
Источники
Абу Хамид ал-Гарнати. Сочинения //www.vostlit.info
Вэй Чжэн. История династии Суй //www.vostlit.narod.ru
Закарийа ал-Казвини. Чудеса творений и диковинки существующего. Памятники стран и сообщения о рабах Аллаха //www.vostlit.info
Ибн аль-Асир. Полный свод всеобщей истории //www.vostlit.info
Йакут ал-Хамави Алфавитный перечень стран //www.vostlit.info
История сёгуната в Японии. Нихон Гайси. Сочинения Рай Дзё Сисэй. Пер., коммент. и прил. В.М. Мендрина//http://www.enoth.narod.ru/Japan/Mendrin00/htm
Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Эксмо, 2005.
Кабус-наме//www.vostlit.info
Кодзики. Записи о деяниях древности. - СПб.:Шар, 1993.
Кодзики. Записи о деяниях древности. - СПб.: Шар, 1994.
Классическая восточная поэзия. Антология /Сост. Х.Г. Короглы. – М., 1991.
Митицуна-но Хаха. Дневник эфемерной жизни (Кагэро Никки). - СПб, 1994.
У Хань. Жизнеописания Чжу Юань-чжана// www.vostlit.info
Литература
Агаджанян А.С. Буддизм и власть // Восток. 1992, № 1.
Агрономов А.И. Джихад: священная война мусульман. – Москва, 2002.
Ашрафян К.З. Общинное и частное землевладение в Монгольской Индии // Восток. 1996, № 2.
Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М.: Ленком, 1998.
Бокщанин А.А. Современные историки КНР о проблемах феодализма в Китае. – М.: ИВ РАН, 1998.
Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск: Полиграмма, 1993.
Ванин Е. Ю. Человек, время, религия. (Средневековая Индия) // Вопросы истории. 1995. № 3.
Васильев Л. С. История Востока. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1994.
Васильев Л.С. Возникновение и эволюция частной собственности на Востоке // Частная собственность на Востоке. – М.: ИЭППП, 1998. С.23-63.
Введение в культурологию. Воронеж, 1994.
Дзэн-буддизм (Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Кацуки С. Практика дзэн). - Бишкек: МП «Одиссей», 1993.
Древние цивилизации. От континента к континенту.- М.: Терра, 1995.
Дударев С. Л. Арабские завоевание VII – VIII вв. и их исторические последствия. - Армавир, 1995, 1996.
Дударев С. Л., Назарова В.В. Основные этапы истории традиционной Японии (от древности к новому времени). – Армавир, 2004.
Журавский А. Ислам. – М., 2004.
Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. – М.: РХГИ, 1998.
Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. – М., 2004.
История Востока. В 6 т. Т.2. Восток в средние века. – М.: Вост. лит., 2002.
История Востока. В 6 т. Т.3. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. – М.: Вост. Лит., 1999.
История стран Азии и Африки в средние века. Ч.2. - М.: Изд.-во МГУ,1987.
История Японии. Т.1. С древнейших времён до 1868 г. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998.
Искендеров А.А. Тоётоми Хидэеси.- М.: Наука, 1984.
Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. – Ростов-на-Дону/Харьков, 2004.
Ланда Р. Г. Восток: цивилизация, формация, социум // Вопросы истории. 1995. № 4.
Ломбар Д. Императорский Китай. – М., 2004.
Лукашева И.Н. Проявления арабо-еврейского межэтнического культурного взаимодействия в средние века // Проблемы всеобщей истории. Вып. 10. – Армавир, 2005. С.215-221.
Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII века. - М.: Наука, 1997.
Мусульманский мир. 950-1150. Сб. статей. М., 1981.
Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. - М.: Наука, 1977.
Новая история стран Азии и Африки: учебник дли студентов высших учебных заведений /Под ред. М. Родригеса. Ч.1. – М., 2004.
Петраш Ю.Г. Ислам. – М.: Республика, 2005.
Рабство в странах Востока в средние века. – М.: Наука, 1986.
Родионов М.А. Ислам классический. – СПб., 2003.
Совастеев В.В. Японская буржуазная историография революции Мэйдзи// Вопросы истории, 1981. № 9.
Спеваковский А.В. Самураи – военное сословие Японии. - М., 1981.
Теория и методология истории. Историография и источниковедение. – М., 2004.
Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. – М., 1988.
Уотт Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. – М.: Наука, 1976.
Фадеева И.Л. Формы владения и собственности в Европе и на Ближнем Востоке в древности и средневековье //Частная собственность на Востоке. – М.: ИЭППП, 1998. С.64-93.
Фитцджеральд Ч.П. История Китая. – М.: Центрполиграф, 2004.
Хисматулин А.А. Суфизм. – СПб., 2003.
Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама. – СПб.: Евразия, 2004.
Японское общество и культура. Вып. 4 (Научно-аналитический обзор). - М., 1990.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)