Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
Абсолютистская монархия раннего нового времени в Западной Европе. Предпосылки возникновения абсолютизма. Общие черты и специфика соотношения королевской власти и сословных органов, роли бюрократического аппарата, армии, положения дворянства и буржуазии, политической ситуации в момент сложения абсолютистских порядков и т.д. в различных европейских странах. "Классический" абсолютизм (англо-французский вариант). "Крепостнический" абсолютизм (австро-прусско-русский вариант). Региональный абсолютизм. Место испанского абсолютизма. Роль абсолютизма в истории стран Европы.
Классы феодального общества в новых исторических условиях. "Старое" и "новое" дворянство, "дворянство шпаги", "дворянство мантии", "ротюрье". Маргинализация массы экспроприированных крестьян и горожан. Буржуазия и предпролетариат: особенности формирования.
Менталитет аграрного общества и его специфика. Народная культура и отношение к ней верхов. Кульминация "охоты на ведьм" и ее причины. Эсхатологические настроения на переломе эпох. "Расколдование" мира (М. Вебер) в раннее новое время: индивидуализация и рационализация. Особенности менталитета нарождающейся буржуазии. Отношение католической церкви к предпринимательской деятельности.
Возникновение новых форм идеологии и их средневековые истоки. Процесс Реформации церкви в Европе в раннее новое время. Ситуация в католической церкви перед Реформацией. Гуманизм и Реформация. Характеристика идеологии гуманизма и его роли в подготовке Реформации. Э. Роттердамский, У. фон Гуттен, И. Рейхлин, С. Брант и др.
Особенности Реформации в различных странах (Германия, Англия, Франция, Скандинавия и др.). Реформационные учения М. Лютера, Т. Мюнцера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, их исторические корни, основные положения, социальная сущность и связь с раннебуржуазными революциями.
М. Лютер. "95 тезисов". Отношение к практике отпущения грехов. Роль в лютеровской теологии тезиса об оправдании верой и Священного писания. Идея всеобщего священства ("К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства"). Социальные воззрения Лютера – учение о "внешнем" и "внутреннем" человеке. Отношение к светской власти ("Свобода христианина", "О светской власти" и др.). Новое понимание обретения благодати. Понятие "Beruf". Рождение новой трудовой этики.
Народная реформация Т. Мюнцера. Понимание веры Мюнцером. Связь этого с его взглядами на устройство общества. Идея народного суверенитета. "Статейное письмо". Утопизм воззрений Мюнцера.
У. Цвингли. Общее и особенное в воззрениях с Лютером. "67 тезисов". Его основные произведения ("Об истинной и ложной вере" и др.). Больший рационализм и республиканизм взглядов Цвингли. Спор с Лютером о таинстве причастия. Устройство цвинглианской общины.
Ж. Кальвин (Ковен). "Наставление в христианской вере". Этические взгляды Кальвина. Догмат об абсолютном предопределении или избрании, учение о "земном призвании". Их сотериологическое значение. Роль профессиональной деятельности человека как критерия в деле спасения. Политические взгляды Кальвина. Теократизация общественно-политической жизни в Женеве.
Раннебуржуазные ценности эпохи первоначального накопления капитала. Кальвинизм – религия строителей нового мира. Отношение к жизненным испытаниям. Апология старания и бережливости. "Время также драгоценно, как золото!" (У. Перкинс). Пуританская мораль. Отношение пуритан к народной культуре. Роль протестантизма и католицизма в формировании менталитета предпринимателя, в духовной жизни человека раннего нового времени.
Социальные и конфессиональные конфликты эпохи Реформации. Гражданские (гугенотские) войны во Франции, их сложная социополитическая и конфессиональная подоплека. Раннебуржуазные революции, их стадиально-региональные особенности и ведущие черты.
Католическая Контрреформация и ее корни. Тридентский собор. Иезуиты.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)