Литература
Горский А. А. Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» // Средние века. Вып. 49. – М.: Наука, 1986.
Глебов А.Г. К вопросу об общественном строе Кента и Уэссекса в ранний англосаксонский период //Средневековая Европа: История и историография. – Воронеж: ВГУ, 1997. С.3-21.
Глебов А.Г., Сурков А.И. Эрлы, гезиты, тэны: К вопросу о формировании служилой знати у англосаксов в VII-IX вв. // Средневековая Европа: История и историография. – Воронеж: ВГУ, 1997. С.22-33.
Дударев С. Л. «Великое переселение народов» и начало средневекового мира.- Армавир, 1994.
Жумагулов К. Т. Аграрный строй древних германцев в трактовке археологов ФРГ // Средние века. Вып. 50. 1987. С. 282-288.
История средних веков. Методические указания / Кузнецов Е. В., Фионова Н. А., Барабанов Н. Д. – Армавир, 1994. С. 5-8.
История Византии. Т.1.- М.: Наука, 1966.
История крестьянства в Европе. Т.1. – М.: Наука, 1985. Главы 1-4, 6-8,13-17 (С.20-176, 216-296, 428-561).
История Европы. Т.1. Древняя Европа. – М.: Наука, 1988.
История Европы. Т.2. Средневековая Европа. – М.: Наука, 1992. С.16-126.
Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. – М.: МГУ, 1963
Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. – М.: МГУ, 1973.
Курбатов Г. Л. История Византии: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984.
Лебек С. Происхождение франков. V – IX века. 1. Новая история средневековой Франции. – М.: Скарабей, 1993
Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.19.
Мильская Л. Т. Аллод и система феодального землепользования // Средние века. Вып. 50. 1987. С. 173-184.
Монгайт А. Л. Археология Западной Европе. – М.: Наука, 1974. Гл.III, 11. Германцы. С. 324-342.
Неусыхин А. И. Свобода и собственность в варварских правдах // Проблемы европейского феодализма. – М.: Наука, 1974. С. 42-70.
Средневековая Европа глазами современников и историков. Ч.1-5. – М.: Интерпракс, 1994.
Тейс Л. Наследие Каролингов. IX – X века. 2. Новая история средневековой Франции. – М.: Скарабей, 1993.
Энгельс Ф. К истории древних германцев // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.19.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.21.
Энгельс Ф. Франкский период // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.19.
Энгельс Ф. Марка // Там же. Т.19.
Лекция 2 (4 ч.). Основные черты аграрного строя Западной Европы и Византии в XI-XV вв.
-
Характеристика поземельных отношений в западноевропейских странах эпохи расцвета феодальных отношений.
-
Аграрное развитие Византии.
Краткое содержание лекции.
Неодинаковые темпы феодализации в Европе. Роль степени "синтезности" в формировании феодальных отношений. Завершение процесса феодализации в X – XI вв. Основные классы-сословия феодального общества. Его структура ("молящиеся", "воюющие", "работающие"). Инкастелламенто ("озамкование"). Возникновение средневекового рыцарства. Превращение бенефиция в феод (лен). Феодальная иерархия. Система вассалитета. Отношения между сеньорами и вассалами.
Категории крестьянства и формы его зависимости. Характер европейского крепостничества. Значение и функции крестьянской общины. Втягивание деревни в товарно-денежные отношения с городом и влияние их на социально-экономический облик деревни. Эволюция форм феодальной ренты. Причины коммутации ренты в XI – XV вв. Изменения в вотчинном хозяйстве. Освобождение крестьян от личной зависимости. Усиление феодальной эксплуатации, ее причины. Рост крестьянского самосознания. Отражение борьбы крестьян против феодалов в фольклоре (баллады о Робине Гуде и др.). "Социальный бандитизм" как явление. Борьба крестьян за установление фиксированной ренты. Роль централизованной ренты в росте социальной напряженности. Великие крестьянские восстания и войны XIV в.: восстание Дольчино, Жакерия, восстание У. Тайлера. Их итоги с точки зрения дальнейших путей развития аграрного производства. Изменения в нем к концу средних веков: социальная дифференциация и обезземеливание крестьянства, распространение аренды и наемного труда, появление "старого" и "нового" дворянства.
Основные черты генезиса феодальных отношений в Византии в XIII – XV вв. Завершение формирования феодально-зависимого крестьянства, изменения в социальной структуре крестьянства, рост монастырского и церковного землевладения. Роль государства в оформлении феодальных отношений. Характер развития городов.
Семинар 4 (2 ч.). СРС – 8 ч.
-
Феодальные отношения во французской деревне XIII-XIV вв.
-
Восстание Жакерия: причины, ход, основные особенности.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)