Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
Средневековые мировые державы как один из узловых моментов мировой истории в периодизации всемирной истории кафедры всеобщей истории АГПУ. Черты феодализации в политическом строе поздней Римской империи. Возникновение государственности у германских племен, ее основные этапы: от "военной демократии" к раннефеодальной монархии. "Варварские королевства". Элементы военно-аристократического уклада. Социальная структура общества, ее пестрота. Статус королевской власти. "Дофеодальный" характер социума салических франков. Процесс классообразования в Франкском государстве и его связь с развитием земельной собственности. Раннефеодальное государство в Западной Европе. Причины политической консолидации. Возникновение империи Каролингов, Германской империи. Структура государственного управления. "Аристократизация" аппарата управления. Его относительная слабость. Роль института "полюдья" в управлении страной. Роль частноправовых норм. Место армии в обеспечении существующего порядка. Феодализация государственных должностей. Распад империи Каролингов, его причины и геополитические аспекты. Наступление феодальной раздробленности – неизбежное следствие социально-экономического и политического развития европейских стран.
Особенности английского феодализма XI – XII вв. Роль королевской власти, специфика вассалитета и др.
Начало процесса государственной централизации в странах Западной Европы. Его экономические причины и социальная база. Средневековые города – опора королевской власти в Англии, Франции, Испании. Роль городов в политической раздробленности в Германии и Италии. Реформы Генриха II Плантагенета и Людовика IX Святого. Складывание сословно-представительных монархий в Англии, Франции, Испании. Развитие государственного аппарата. Роль централизованной ренты. Представления о границах власти короля (Брактон), ее сакраментальном характере. Церемониальный аспект монархии (наиболее яркий пример – Франция). Явление легизма. Оппозиция усилению королевской власти. Учение Иоанна Солсберийского. Развитие форм передачи власти. Сословное представительство в европейских странах. Его структура, значение и вес в политической жизни стран Западной Европы. Диалог между королевской властью и сословиями – предтеча парламентаризма и гражданского общества.
"Имперская идея" на Западе на разных этапах средневековья и ее воплощение: от Каролингов до Габсбургов. Теория translatio – перехода христианской империи от народа к народу как символ грядущего "Града Божия" (Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный).
Политическое положение в Византийской империи в XII – XV вв. Судьбы византийской государственности. Обострение внутриполитической борьбы. Феодальные междоусобицы. Народные восстания. Идеологическая борьба. Борьба с внешней агрессией. Роль государства в истории Византии.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)