Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
Роль миграций в истории средневековья. Великое переселение народов – отправная точка в истории средневековья в центральной части Старого Света. Его эколого-климатические, социально-экономические, политические и демографические предпосылки. Место теории "пассионарного толчка". Хронология и этнический состав "Великого переселения". Его основные последствия.
Возникновение средневековых "мировых империй". Арабские завоевания VII–VIII вв. Роль ислама. Главные направления и хронология основных завоевательных акций арабов. Возникновение Арабского халифата. Взаимоотношения завоевателей и покоренных народов. Последствия арабских завоеваний для судеб современного мира. Начало Реконкисты в Испании.
Крестовые походы на Восток в XI–XIII вв. Их социально-экономические, политические и демографические причины. Значение ментального фактора. Католическая церковь и крестовые походы. Роль папства и католицизма в европейской интеграции на начальном этапе походов. Проявления процесса формирования христианского субэтноса. Первые крестовые походы и их итоги. Причины изменения направления крестовых походов. IV крестовый поход и падение Византии. Последние крестовые походы. Противоречивые итоги крестовых походов. Их место в мировой истории. Крестовые походы – пролог Великих географических открытий.
Столетняя война между Англией и Францией. Ее причины, ход, результаты. Геополитические и международные аспекты Столетней войны.
Завершение Реконкисты в Испании. Османская агрессия и гибель Византийской империи. Международные последствия этого события. Складывание внутренних и внешних предпосылок для Великих географических открытий европейцев. Проникновение их в Америку, Африку, Азию. Начало эпохи колониальных империй (XVI–XIX вв.). Возникновение мировой истории.
Влияние европейского завоевания на вновь открываемые народы. Гибель памятников культуры, геноцид населения, губительное нарушение многовекового экологического баланса. Складывание синкретических общностей и культур, частичное втягивание местного населения в орбиту мировой цивилизации.
Итальянские войны. Международные отношения в XVI – первой половине XVII в. Борьба между Францией и Габсбургами. Попытки создания международных коалиций. Обострение противоречий в Европе в начале XVII в. Активизация борьбы протестантского и католического лагерей. События в Чехии. Четыре периода первой общеевропейской войны – Тридцатилетней - и их характеристика. Вестфальский мир.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)