Методические указания
XIII век в истории Англии был временем больших перемен в хозяйственной и политической жизни страны. Важнейшими политическими событиями английской истории этого периода явились составление «Великой хартии вольностей» и возникновение парламента.
Внимательно прочитав отрывки из хроник, студент должен, прежде всего, попытаться дать оценку достоверности источника, а затем, сопоставляя факты, выявить причины недовольства разных социальных групп королем Иоанном Безземельным. Далее, важно установить последовательность событий в борьбе за Хартию, определить отношение различных слоев господствующего класса к королевской власти, роль церкви и крупных феодалов в организации борьбы и выработке программы.
Работа над текстом Хартии представляет значительные трудности для студента. Она требует не только внимательного прочтения каждой статьи, но и глубокого анализа содержания. Статьи следует сгруппировать по отдельным вопросам и сопоставить их для формулировки выводов. В первую очередь, необходимо выделить статьи, в которых ставятся вопросы о гарантиях прав различных групп феодалов на землю и другие виды их собственности. При этом важно определить, какие гарантии были получены баронами и что получили мелкие феодалы. Далее студент должен изучить статьи, относящиеся торговле, и установить, что в них было выгодным для феодалов, и в какой степени они отвечали интересам купечества и других имущих слоев горожан.
В итоге студент должен определить, чьи интересы наиболее полно отражены в Хартии, какие статьи носят прогрессивный характер и какие — реакционный. Это в свою очередь позволит студенту сделать правильный вывод о классовой сущности «Великой хартии вольностей» и значении событий, связанных с борьбой вокруг данного документа, для последующей истории Англии.
Источники и литература к теме 3 и семинарам 6-7
Источники
Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне // Древние германцы. Практикум и хрестоматия научных статей (ридер) по курсу «История средних веков». Составители И.И. Басов, Д.А. Волошин, С.Л. Дударев/ Под ред. С.Л. Дударева. – Армавир, 2008, с.12-16.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)