Методические указания
«Английская деревня в XIII—XIV вв.» и «Восстание Уота Тайлера» — две большие самостоятельные темы, но глубокая внутренняя связь, существующая между ними, заставляет объединить приводимые документы в одном семинаре. Исследование изменений в положении крестьян нужно одновременно и для характеристики экономического развития Англии, и для выяснения причин восстания и характера программных требований, выдвинутых восставшими. Изучение этих вопросов позволяет на ярких конкретных примерах раскрыть эволюцию манориального хозяйства, изменение положения крестьянства, сущность феодального государства, идеологию крестьян, характер и значение их борьбы.
Изучение описей манориальных хозяйств с содержащимся в них перечислением повинностей, платежей и обычаев даст студенту представление о характере крестьянских повинностей, различных формах феодальной ренты, соотношении между ними, тяжести феодальной эксплуатации, о правах крестьян и, отчасти, их обеспеченности землей.
Усиление феодальной эксплуатации в XIII в. вызывает растущее сопротивление крестьянства. В этих условиях феодальное государство стремится обосновать права феодалов на возросшую эксплуатацию вилланов. При изучении отрывков из трактат Генри Брактона «О законах и обычаях Англии», студент должен обратить внимание на то, как феодальное государство защищало права феодалов и в какой степени виллан мог рассчитывать на защиту своих интересов в случае обращения в суд. В 1348 г. в Англии распространилась эпидемия чумы («черная смерть»), в результате которой погибло не менее трети населения. Ее следствием явилось усиление феодального гнета вообще и так называемое Рабочее законодательство в частности (ордонанс 1349 г., статуты 1351 и 1361 гг.). Приводимая далее петиция, представленная палатой общин в 1377 г., показывает обстановку, сложившуюся в Англии накануне восстания 1381 г. Анализируя документ, необходимо обратить внимание на социальный состав палаты общин того времени. Правильно понять содержание и значение петиции можно, определив, от каких классов и группировок она исходит.
Все хроники того времени уделяют много места восстанию крестьян 1381 г. и в целом враждебно относятся к народному движению, но дают очень ценный фактический материал. Студент должен, опираясь на сообщения этих хроник, проследить ход восстания, определить отношение крестьян к королю. Особенно внимательно надо рассмотреть вопрос о требованиях восставших и выяснить, как в них отразились интересы различных социальных слоев, участвовавших в движении.
Источники и литература к лекции 2 темы 2 и семинарам 4-5
Источники
Выдержки из «Кутюм Бовези» Бомануара, «Поэмы о версонских вилланах», «Хроники Жана де Венетт», «Хроники» Фруассара, «Хроники первых четырех Валуа», «Больших французских хроник» и др. (семинар 4); выдержки из документов о положении английского крестьянства, «Анонимной хроники», «Английской истории» Т.Уолсингема (семинар 5) // Практикум по истории средних веков /Сост. Абрамсон М.Л., Сливко С.А., Фрейденберг М.М. – М.: Просвещение, 1971. С.162-236.
Литература
Басовская Н. И. Столетняя война 1337-1453 гг. – М.: Высшая школа, 1985.
Гутнова Е. В. Сословная монархия и крестьянство в Западной Европе XIII – XV вв. // Вопросы истории. 1978. № 8. С. 57-71.
Гутнова Е. В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе (XI – XV вв.). – М.: Наука, 1984.
Гутнова Е. В. Проблема классовой борьбы средневекового крестьянства в современной немарксистской медиевистике // Современная зарубежная немарксистская историография. Критический анализ. – М.: Наука, 1989. С. 288-314.
Дюби Ж. Средние века (987-1460). От Гуго Капета до Жанны д'Арк. – М.: Международные отношения, 2000.
История крестьянства в Европе. Т.2. – М.: Наука, 1986. Главы 1-9, 11, 14-20, 25-30 (С.16-200, 210-232, 288-398, 476-635).
История Европы. Т.2. – М.: Наука, 1992. С.256-311, 335-353, 509-524.
Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X-XIII веков. – СПб.: Евразия, 2001.
Сидорова Н.А. Антифеодальные движения в городах Франции во второй половине XIV – начале XV в. – М.: МГУ, 1960.
Петрушевский Д. М. Восстание Уота Тайлера. – М., 1937.
Перруа Э. Столетняя война. – СПб: Евразия, 2002.
Удальцова З.В., Осипова К.А. Типологические особенности феодализма в Византии // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. – Л.: ЛГУ, 1974. С.4-28.
Хачатурян Н. А. Налоговая политика французской сословной монархии в XIV – XV вв. // Средние века. Вып. 50.- М.: Наука, 1987. С. 113-137.
Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XIII – XV вв. – М.: Высшая школа, 1989.
Самаркин В.В. Восстание Дольчино. – М.: МГУ, 1971.
Сапрыкин Ю.М. Народные движения в Англии во второй половине XIV – начале XVI вв. – М.: МГУ, 1981.
Сказкин С.Д., Самаркин В.В. Дольчино и Библия (к вопросу о толковании «Священного писания» как способе революционной пропаганды в средневековье) // Средние века. Вып.38. – М.: Наука, 1975.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)