logo
Дударев - Средние века

Методические указания для преподавателя

Прежде всего, преподавателю следует иметь в виду, что проблема сущности восточного строя до сих пор является дискуссионной и спорной. Наличествует широкий спектр мнений, от еще марксового «азиатского способа производства», который ныне все больше оттесняется на периферию научной историографии, до признания Востока в период средних веков и раннего нового времени феодальным. Тем не менее, совершенно очевидно, что средневековое восточное общество обладало явными чертами своеобразия, делающими его в принципе отличным от Европы. К ним следует отнести многоукладность, т.е. одновременное совмещение в рамках одной системы различных социально-экономических укладов, этно-культурную и лингвистическую пестроту, делавшими необходимыми наличие разросшегося бюрократического и духовного аппарата, во главе которого стоял деспот, призванного сгладить противоречия, возникавшие на указанных основах. Одновременно, нисколько ни отрицая деспотического в целом характера восточных государств, преподавателю вместе со студентами нужно показать, что власть правителя, особенно «теократа», порой была весьма относительной и даже шаткой. Например, в Османской империи, в отличие от большинства европейских монархов, султаны были крайне ограниченны в выборе решений и не могли нарушать традиций.

Другая задача преподавателя состоит в том, чтобы продемонстрировать: восточные общества конца средневековья и начала раннего нового времени ни в коем случае нельзя назвать «отсталыми», «недоразвитыми» и т.п., если рассматривать их изнутри. Все институты этих социумов были по-своему идеально подогнаны друг к другу и являлись результатом давнего и очень тесного переплетения множества факторов. Они не могли быть разрушены, демонтированы по частям, в исторически короткие сроки. Восточные общества были самодостаточны. Но по динамике развития к середине XVIII – началу XIX в. они уже уступали западным. История не отпустила Востоку времени на более длительный переход к новым отношениям, на реконструкцию существующего строя (к этой идее еще надо было придти под влиянием внешнего фактора!). Поэтому население Востока, к сожалению, было исторически было обречено на страдания, связанные с будущей модернизацией их общественного строя и жизненного уклада.