Методические указания для преподавателя
Прежде всего, преподавателю следует иметь в виду, что проблема сущности восточного строя до сих пор является дискуссионной и спорной. Наличествует широкий спектр мнений, от еще марксового «азиатского способа производства», который ныне все больше оттесняется на периферию научной историографии, до признания Востока в период средних веков и раннего нового времени феодальным. Тем не менее, совершенно очевидно, что средневековое восточное общество обладало явными чертами своеобразия, делающими его в принципе отличным от Европы. К ним следует отнести многоукладность, т.е. одновременное совмещение в рамках одной системы различных социально-экономических укладов, этно-культурную и лингвистическую пестроту, делавшими необходимыми наличие разросшегося бюрократического и духовного аппарата, во главе которого стоял деспот, призванного сгладить противоречия, возникавшие на указанных основах. Одновременно, нисколько ни отрицая деспотического в целом характера восточных государств, преподавателю вместе со студентами нужно показать, что власть правителя, особенно «теократа», порой была весьма относительной и даже шаткой. Например, в Османской империи, в отличие от большинства европейских монархов, султаны были крайне ограниченны в выборе решений и не могли нарушать традиций.
Другая задача преподавателя состоит в том, чтобы продемонстрировать: восточные общества конца средневековья и начала раннего нового времени ни в коем случае нельзя назвать «отсталыми», «недоразвитыми» и т.п., если рассматривать их изнутри. Все институты этих социумов были по-своему идеально подогнаны друг к другу и являлись результатом давнего и очень тесного переплетения множества факторов. Они не могли быть разрушены, демонтированы по частям, в исторически короткие сроки. Восточные общества были самодостаточны. Но по динамике развития к середине XVIII – началу XIX в. они уже уступали западным. История не отпустила Востоку времени на более длительный переход к новым отношениям, на реконструкцию существующего строя (к этой идее еще надо было придти под влиянием внешнего фактора!). Поэтому население Востока, к сожалению, было исторически было обречено на страдания, связанные с будущей модернизацией их общественного строя и жизненного уклада.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)