logo
Дударев - Средние века

Методические указания для преподавателя

Преподавателю нужно необходимо обратить внимание студентов на большой интерес изучения истории основных этапов истории ведущих стран Южной и Восточной Азии, а также дальнего Востока (Индии, Китая, Японии). Все три страны являются родинами древних и самобытных цивилизаций, оказавших, особенно Индия и Китай, громадное влияние на социальное и особенно духовное развитие Востока, являющихся, по существу, его «визитной карточкой». Стремительно возрастает их роль в современном мировом экономическом и культурном развитии. Колоссален их людской (прежде всего, Китая и Индии, где живет треть человечества), и творческий потенциал, который все время увеличивается. Достаточно сказать, что ежегодный рост ВВП Китая (не менее 10 %), по прогнозам специалистов, может привести к 2050 г. эту страну на первое место в мире. Если в 1950-е гг. в Китае почтительно называли Советский Союз «старшим братом», что является с точки зрения китайской ментальности случаем исключительным, то сейчас ситуация явно меняется в противоположную сторону. А «силиконовые долины» в Индии впечатляют пока что больше, нежели достижения, например, наших отечественных ученых, заброшенных в 1990-е годы «родным правительством». Особенно же поучителен пример Японии, которая сумела стать одним из мировых лидеров, опираясь на глубоко самобытную национальную идею и преемственность в духовном развитии, что показывает, насколько важен цивилизационный фактор в историческом развитии, и как много теряют те страны, которые эту идею утратили и (или) не могут обрести ее. В силу идущих ныне глобализационных процессов Россия оказывается все больше связанной со странами Востока и преподаватель должен убедить студентов в необходимости изучения восточной истории и опыта, как одного из условий адаптации и выжимания в современном мире.