logo
Дударев - Средние века

Методические указания для преподавателя

В данном случае преподавателю необходимо способствовать тому, чтобы студенты уяснили сущность изучаемых событий, которые традиционно оцениваются как «буржуазная революция № 1». Анализируя учения М. Лютера и Т. Мюнцера, необходимо иметь в виду, что ни эти, ни другие реформаторы не ставили перед собой задачи создавать некое «буржуазное» (или какое либо иное) учение. Помыслы этих людей заключались в том, чтобы найти праведные отношения с Богом, дабы спасти свою душу (сотериологический аспект). Идеи М. Лютера оказались созвучны настроениям широких масс людей, желавших церковного переустройства. Идеи Мюнцера, увлекавшие наиболее обездоленных, оказались утопичными. Рассматривая документы крестьянской войны в Германии, преподаватель должен показать незрелость немецкого бюргерства, его неспособность руководить движением, что привело к поражению крестьян. В любом случае, условия Германии позволили осуществить только «княжеский» и никакой другой вариант Реформации. Поражение Крестьянской войны привело Германию в тот момент к «обратимому» варианту развития капитализма. Тем не менее, лютеровская Реформация позволила обрести новую этику труда, постепенно приведшую на путь строительства нового общества, как саму Германию, так и еще больше – другие страны.