Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
-
Пространственно-географические представления средневековья.
-
Основные черты социальной психологии и ментальности.
-
Характеристика средневекового материального производства и техники.
-
Социокультурные и бытовые отличия духовенства, светской знати и дворянства, горожан и крестьян.
5. Проблемы ренессансной культуры в Западной Европе.
Краткое содержание лекции.
Представления средневекового человека об окружающем пространстве, природной среде. Географические представления людей средневековья на Западе и Востоке, границы известной им Ойкумены: вымыслы и реальность.
Состояние транспорта, коммуникаций. Подвижность средневековых людей. Явление пилигримства, его причины.
Представления о времени и истории, их социальные и духовные измерения.
Понятия о мироздании. Эволюция представлений средневекового человека о Боге и отношения к нему. Роль в этом феодализации. Образ Девы Марии в воззрениях людей той эпохи. Изменения идеала святости. Трансформация религиозных морально-этических представлений в средневековье. Отношение средневекового человека к смерти. Визионерство, как характерное явление духовной жизни средневековья. Символизм мышления. Лапидарии, флорарии, бестиарии.
Иные черты социальной психологии и менталитета средневековых европейцев. Осуждение индивидуализма в общественном сознании. Доминанта семьи, общины, группы, корпорации в общественной жизни. Особенности понимания свободы. Большая роль авторитета, опыта предшественников. "Антикапиталистичность" общественного уклада и основных ментальных установок. Проявления феномена "приватизации личности" европейца в XIII-XV вв. Появление новых морально-этических установок в среде "деловых людей" в XIV-XV вв.
Средневековые материальное производство, быт, культура. Общее состояние материального производства. Основные технические изобретения и средства. Представления о целях материального производства. Экономическая "самоизоляция", осуждение экономического расчета, "затратность" средневековой экономики (наиболее яркий пример – поведение феодалов). Враждебность техническому прогрессу. Отношение к труду. Труд как разновидность аскезы.
Ситуация с агрикультурой и урожайностью. Постоянная угроза голода и отношения к ней. Голодовки и поведение во время них. Болезни в средневековье и уровень медицинских знаний.
Характеристика "молящихся", "воюющих", "работающих" с точки зрения их социокультурных и бытовых различий. Роль, характер и типы жилищ, основные материалы для их возведения. Внутреннее устройство жилища и его интерьер. Отражение в нем "приватизации" личности. Пища средневековья и отношение к ней. Рацион людей из различных социальных слоев. Одежда. Костюм как один из важнейших символов социального статуса.
Семейно-брачные отношения и их эволюция. Положение женщины, ее занятия и роль в обществе на различных этапах истории средневековья. Дети, их место в социуме. Центры социальной жизни средневековья. Маргиналы в средневековье: прокаженные, евреи, сексуальные меньшинства.
Народная и рыцарская культура. Понятие куртуазности. Состояние грамотности и просвещения. Уровень грамотности среди простых и знатных людей. Отношение к книге, писаному слову, документам.
Проблемы ренессансной культуры в Западной Европе. Понятие «Возрождение». Концепции культуры Возрождения в историографии. Истоки и сущность новой идеологии, основные сферы проявления, национальные особенности культуры Возрождения (Италия, Германия, Франция, Англия, Испания), ее периодизация. Ранний гуманизм. Петрарка и Боккаччо. Гуманистическая этика. Гражданский гуманизм и его представители. Лоренцо Валла. Учение о человеке и художественные теории Л.Б. Альберти. Флорентийский неоплатонизм. Марсилио Фичино. Пико дела Мирандола. Искусство Раннего Возрождения. Гуманистическая теория воспитания и педагогические идеи. Начало книгопечатания.
Источники
Ад-Димашки. Выборка времени о диковинках суши и моря // www.vostlit.info
Ал-Масуди. Золотые россыпи // www.vostlit.info
Джованни Виллани. Новая хроника. Кн.1-12 // www.vostlit.info
Ибн Хаукаль. Книга путей и стран // www.vostlit.info
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)