Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
Соотношение дефиниций "средневековье" и "феодализм" применительно к странам Востока. Понятие "феодализм" и "традиционный Восток" в немарксистской историографии. Проблема определения социально-экономических отношений на средневековом Востоке в отечественной и зарубежной марксистской историографии середины 1950-х – начала 1970-х гг. в свете дискуссии об "азиатском способе производства". "Азиатский способ производства": особая формация; смешение рабовладельческого и феодального начал; разновидность феодализма. Проблема социально-экономического строя неевропейских обществ в современной российской историографии.
Место средневековья в истории Востока. Основные черты и особенности общественных и экономических отношений на Востоке в эпоху средневековья. Цикличность развития восточных обществ. Роль кочевых народов в организации социально-политических структур. Создание "мировых империй" средневековья (Арабского халифата, Тюркских каганатов, Османской империи и др.).
Значение государства в истории Востока. Соотношение власти и собственности, государственных, общинных и частных форм последней. Государство и земельная собственность. Положение крупных собственников в государствах Востока. Характер распределения. Возможности развития капитализма на Востоке. Государство и социальные структуры Востока. Роль общины. Личность и социум. "Вертикальная мобильность" на Востоке.
Причины отставания от Запада: природный, этнический, культурно-религиозный и другие факторы. Натиск европейских колонизаторов. Восток перед необходимостью развития по типу "Ответ-на-Вызов" (Запада).
Причины и условия развития мировых религий Востока – буддизма и ислама. Особенности и динамика их распространения в странах Азии и частично Европы (ислам). Роль политических обстоятельств, социальных чаяний и т. п. в этом процессе. Менталитет носителей этих конфессий, система духовных, нравственно-этических ценностей, их социальный смысл и направленность. Тесная связь с природной средой. Роль мировых религий в этнополитических, культурных и иных процессах на средневековом Востоке, во взаимоотношениях стран Азии и Африки с внешним миром: положительные и отрицательные черты. Буддизм, ислам – идейная основа восточного традиционализма, общее выражение его наиболее сущностных черт и ценностей.
Изменения в духовном облике жителей Востока накануне нового времени.
- Учебно-методический комплекс дисциплины История средних веков. – Армавир, 2010. – 92с. С.Л. Дударев
- Учебно-тематический план дисциплины
- Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории (4 ч.).
- Тема 2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века (8 ч.).
- Тема 3. Генезис феодального государства в средневековье (8 ч.).
- Тема 4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства (6 ч.).
- Тема 5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы (6 ч.).
- Тема 6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени (6 ч.)
- Тема 7. Мир средневекового человека (6 ч.).
- Тема 8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала (8 ч.).
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- Тема 10. Основные черты восточных обществ эпохи средневековья (8 ч.).
- Тема 11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье (4 ч.).
- Тема 12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории) (12 ч.)
- Тема 1 (4ч.).
- Тема 2 (8 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Литература
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 3 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Публий Корнелий Тацит. Германия // Там же, с. 18-29.
- Тема 4 (6ч.) Лекция 1 (4 ч.). Возникновение и рост средневековых городов.
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Литература
- Тема 5 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 6 (6 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Источники
- Тема 7 (6 ч.). Срс-12 ч.
- Литература
- Тема 8 (8 ч.)
- Тема 9 (8 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания
- Тема 10 (8 ч.) Лекция 1 (2 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 11 (6 ч.).
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Тема 12 (12 ч.)
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Методические указания для преподавателя
- Методические указания для студента
- Примерная тематика курсовых работ
- План самостоятельной работы студента
- Формы промежуточного и итогового контроля тематика рефератов
- Экзаменационные вопросы по истории средних веков
- Самостоятельная работа студентов термины и понятия, обязательные для изучения в курсе "история средних веков"
- Контрольная работа
- Методические указания
- Вопросы для подготовки
- Коллоквиум по истории средних веков историческая география. Методические указания
- Римская империя и варвары
- Крестовые походы
- Тексты с ошибками Методические указания
- «Хлодвиг»
- «Халифат»
- «Лэнгтон»
- Тест по истории средних веков
- Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
- План характеристики письменных источников
- Требования к уровню освоения учебной дисциплины
- Список рекомендуемых источников и литературы Источники
- Интернет-сайты, видеофильмы и мультимедийные программы по истории средних веков
- Литература Основная Учебники, курсы лекций, учебные пособия, справочные издания
- Общие работы
- Дополнительная
- Методические указания для преподавателя (общие подходы)